Как Metroid Prime 4: Beyond терпит неудачу в жанре, созданном Nintendo
Новых игр Metroid немного, и они редки, поэтому запуск Metroid Prime 4: Beyond должен был стать монументальным событием для фанатов. Вместо этого, через восемь лет после анонса и через 18 лет после предыдущей игры, большой релиз Nintendo в декабре 2025 года состоялся с громким стуком. Эта когда-то долгожданная игра уже сейчас может стать одной из самых спорных игр серии, заработав место рядом с Other M и Federation Force.
Это не из-за отсутствия доработки, поскольку Prime 4 действительно ошеломляет визуально и, возможно, является лучшей демонстрацией графики от первого лица на Nintendo Switch и ее преемнике. Но хотя у нее есть своя доля энтузиастов, трудно не чувствовать себя разочарованным конечным продуктом по сравнению с предыдущими играми Prime и даже другими подобными играми в пространстве Метроидвании, которое разрослось в результате частого отсутствия Nintendo.
Список игр Metroidvania от независимых и сторонних разработчиков только за последнее десятилетие поражает: Ori and the Blind Forest, Axiom Verge, Hollow Knight, Dead Cells, Animal Well и другие добавляют новые концепции и инновации в колодец идей жанра. Hollow Knight и его продолжение, Silksong, очаровали игроков своим плотным построением мира, бродячими неигровыми персонажами и дополнительными дополнительными задачами, которые стали определяющими для серии, получившей признание критиков. Nine Sols выделялась своей сложной боевой системой, в то время как более известные игры, такие как пинбол Metroidvania Yoku’s Island Express, доказали, что Метроидванией может стать что угодно, если приложить достаточно решимости и креативности. Даже Prince of Persia: The Lost Crown изменила игру, применив что-то столь же простое, как внутриигровая система скриншотов, помогающая вернуться назад. Жанр «Метроидвания» быстро развивается, предлагая множество уникальных вариантов.
К сожалению, Metroid Prime 4 не имеет таких амбиций, как его современники, и служит доказательством того, что серия сейчас отстает от тех самых игр, которые она вдохновила. Все, что Nintendo смогла показать в разгар этого огромного взрыва поисковых игр, — это Metroid Dread, которая, какой бы хорошей она ни была, далека от самой инновационной или уникальной игры из всей этой группы.
Прискорбно видеть, что Nintendo стала обособленной в пространстве, которое она помогла создать. Не каждая игра, выпускаемая компанией, должна быть революционным релизом, который полностью переворачивает принципы разработки игр. Но это компания, которая неоднократно изобретала заново другие свои устаревшие свойства. Для Zelda Ocarina of Time стала революционным переходом к 3D, а Breath of the Wild снова переосмыслила серию в новом формате открытого мира. Первый Metroid Prime в 2002 году стал аналогичным достижением, которому с тех пор не было равных в серии.
Prime 4 мог бы использовать аналогичный подход: использовать знакомые концепции и структуры игрового процесса и создавать что-то новое, неожиданное или освежающее. Nintendo и Retro Studios могли бы бросить вызов нашему представлению о том, какой может быть игра Metroid. Вместо этого Prime 4 кажется архаичным — таким же, как обычно, за исключением более усовершенствованного и с добавленной приставкой «Психический» перед всем.
Под капотом Prime 4 повторно используются идеи игрового дизайна 1990-х и 2000-х годов, что не было бы вопиющим, если бы компания повторила или усовершенствовала любую из них. Самая близкая к инновации функция, которую включает в себя игра, — это бессмысленный платный доступ к фоновой музыке. Конечным результатом является странная смесь концепций из первых трёх игр Prime, как будто Prime 4 была основана на смутных воспоминаниях об оригинальной трилогии.
Он сохраняет визуальную идентичность оригинального Metroid Prime, но превращает сложные комнаты и окружение в длинные узкие коридоры со случайными разветвлениями. Структура мира Prime 4 чем-то похожа на структуру мира Prime 2, в центре которой находится надземный мир, соединяющий различные биомы. Однако, в отличие от Prime 2, на карте Prime 4 отсутствует какая-либо связь между самими биомами, а внешний мир Солнечной долины, похожий на Окарину времени, представляет собой скорее утомительное путешествие, чем его собственную привлекательную территорию для исследования. И, как ни странно, Prime 4 имеет озвучку и наполненные кат-сценами кинематографические ролики Prime 3, за исключением того, что Prime 4 забыл включить либо историю, которая имеет смысл, либо разумную мотивацию персонажей. В общем, Prime 4 — это неудачная кавер-версия трех предыдущих игр.
Цикл Prime 4, по сути, таков: войдите в подземелье, пройдите по длинным коридорам, прокатитесь на лифтах, включите питание или выполните какую-либо другую задачу, а затем вернитесь через всю область, сталкиваясь с новым испытанием. Это чрезвычайно просто, и я смог принять этот цикл как раздел обучения, но Prime 4 никогда не чувствовал, что он прошел обучение.

Пограничный характер Prime 4 является проблематичным для серии (и жанра), основанной на исследованиях. Линейность и удержание за руки не являются чем-то новым для серии: Fusion и Zero Mission были ранними примерами игры, явно предоставляющей игрокам точку назначения на карте. Фанаты также считают Prime 3 более линейным произведением, а Metroid Dread, со всей своей метроидванией, использует умные приемы, чтобы предоставить игрокам невидимую направляющую руку, помогающую продвигаться по миру. Но в то время как Dread был модернизацией и оптимизацией 2D Metroid, Prime 4 ощущается как регресс, поскольку его версия оптимизации активно снимает столь необходимое напряжение и обескураживает игроков.
Это еще раз подтверждается персонажами игры, которые продолжают писать вам по рации даже после того, как перестают следить за вами. Слышать, как персонаж «предлагает» куда идти почти пассивно-агрессивным тоном, кажется мне покровительственным, как игроку, и я обнаружил, что игнорирую эти предложения, демонстративно поворачивая свой мотоцикл Vi-O-La в противоположном направлении через практически пустую пустыню. Я чувствовал необходимость оттолкнуть направляющую руку Prime 4, чтобы почувствовать какое-либо расширение возможностей, но даже тогда мало что можно сделать за пределами критического пути игры.
Prime 4, убирающий структуру и ощущение Метроидвании, особенно разочаровывает, учитывая, что трехмерное пространство Метроидвании практически не использовано. Намеки на Metroid Prime есть в таких играх, как Batman: Arkham Asylum и Star Wars Jedi: Fallen Order. Но, несмотря на то, насколько новаторской была Prime 1, грустно, что она не вдохновила подражателей в той же степени, что и Breath of the Wild после ее выпуска. Prime 4 могла бы стать переломным моментом для игр, основанных на 3D-исследованиях — вместо этого она упускает эту возможность, возвращаясь к устаревшим идеям и сомнительным дизайнерским решениям, формируя в целом разочаровывающий опыт.


Nintendo должна стать лидером в сфере метроидвании, как и в случае с платформерами, приключенческими играми и другими жанрами. К сожалению, Prime 4 воспринимается скорее как обязательство для заинтересованных сторон и инвесторов — от чего Nintendo не смогла отказаться после преждевременного объявления, а не как страстный проект, демонстрирующий изобретательность компании. Естественно, это приводит к вопросам о том, насколько сложной была разработка Prime 4.
В конечном счете, для процветания жанра «Метроидвания» не нужна Nintendo — другие создатели игр уже давно доказали это. Хотя разработчики, возможно, и не черпают вдохновения в современном Metroid, они все равно могут смотреть на игры типа Hollow Knight как на Полярную звезду. Демократизация «Метроидвании» объективно хорошая вещь, поскольку ни одна компания не должна иметь монополию на жанр. Но, несмотря на мои опасения по поводу Prime 4 и мое удовлетворение конкурирующими Metroidvanias, я все равно хочу, чтобы Nintendo выпускала больше игр Metroid. Это моя любимая серия Nintendo, и она заслуживает такого же отношения, как и другие ключевые бренды компании.
Утешает то, что реакция на Prime 4 может отправить Nintendo обратно к чертежной доске серии Metroid. Хотя, возможно, он и не справился со своим моментом «Дыхание дикой природы», надеюсь, будет что-то вроде эффекта Legend of Zelda: Skyward Sword, в котором недостатки Prime 4 заставят Nintendo переоценить франшизу и в следующий раз выпустить более амбициозную игру.
Но если и когда мы получим Prime 5, мои ожидания будут еще выше. Nintendo стремится к инновациям, и я хочу, чтобы следующий Metroid стал знаковым достижением, за которым последуют другие разработчики. Франшиза Metroid заслуживает не меньшего. Я просто надеюсь, что Metroid Prime не понадобится еще 18 лет, чтобы получить такой шанс.
English 













































































































































































































































































































































