«А чё сразу Пушкин-то?» Какие стихи приписывают «солнцу русской поэзии»

Минимальное чтение

Народный художник Российской Федерации, знаменитый иллюстратор Анатолий Елисеев, 15 апреля отметил своё девяностопятилетие. Незадолго до этого, выступая на Международной ярмарке интеллектуальной литературы non/fiction, он заявил, что сказка «Конёк-Горбунок» принадлежит не перу Петра Ершова, как принято считать. Истинным её автором, по мнению художника, является Александр Пушкин.

Памятник знаменитому поэту-сказочнику Петру Павловичу Ершову в Тобольске. Фото: РИА Новости/ Борис Кауфман

Подтверждая своё мнение, Анатолий Михайлович сослался на некое исследование: «Одна женщина взялась изучать биографию Ершова, а потом выступила с докладом. Оказалось, Ершов до 19 лет был у Пушкина чуть ли не секретарем. А обстоятельства сложились так, что Александр Сергеевич задолжал огромную сумму, в очередной раз проиграв в карты, в пересчете на сегодня, наверное, миллион долларов. Что делать? Напечатать „Конька-Горбунка“ под своей фамилией он не мог — там царь, извините, выглядел не лучшим образом. Пушкина и так гнобили, а за эту сказку и вовсе могли сослать. И тут подвернулся Ершов. Может, он был и способным. Но написал-то одну блистательную книгу, а потом выпускал какую-то ерунду, чем сам себя и разоблачил. Могло быть такое или нет? Скорее всего, нужда заставила Пушкина отдать „Конька“ Ершову, а гонорар получить самому. Иначе добыть деньги не представлялось возможным».

При всём почтении к заслуженному мастеру придётся признать, что он стал жертвой «сенсационного литературоведения». Суть этой дисциплины прекрасно изобразил Сергей Довлатов в своей повести «Заповедник», где фигурирует опустившийся алкаш-экскурсовод: «Потоцкий выдумал новый трюк. Он бродил по монастырю. Подстерегал очередную группу возле могилы. Дожидался конца экскурсии. Отзывал старосту и шёпотом говорил: „Антр ну! Между нами! Соберите по тридцать копеек. Я укажу вам истинную могилу Пушкина, которую большевики скрывают от народа!“ Затем уводил группу в лес и показывал экскурсантам невзрачный холмик…»

Ровно то же самое было проделано с «Коньком-Горбунком» в середине девяностых, когда «скандалы, интриги, расследования» были в топе и приносили пресловутые «тридцать копеек» регулярно и в баснословных количествах. Впрочем, как можно видеть, встречается такое и сейчас.

Владимир Милашевский, иллюстрация к сказке «Конёк-горбунок».
Владимир Милашевский, иллюстрация к сказке «Конёк-горбунок». Фото: репродукция

Странно, что на ярмарке интеллектуальной (!) литературы не нашлось человека, который бы указал на смехотворность приведённой почтенным художником версии. Потому что ткни в неё пальцем, она и развалится.

Причём достаточно одного тычка. Известно, что за отрывок из «Конька-Горбунка», опубликованный в 1834 году в журнале «Библиотека для чтения», автору причиталось 500 рублей. И ещё 600 рублей — как процент с 600 экземпляров поэмы, по целковому за книжку. Правда, получил он их только после того, как все экземпляры продали. А это состоялось лишь в конце 1836 года. В общем, негусто, к тому же растянуто на два года. Гроши.

А теперь — вопрос. Повесть Пушкина «Пиковая дама», вышедшая в том же году и в том же журнале, что и «Конёк-Горбунок», принесла ему сразу 5000 рублей. Между прочим, она опубликована анонимно, под латинской литерой «Р». Так что же мешало Пушкину тиснуть «Конька» таким же манером и получить настоящий гонорар, а не те паршивые сотни, которые полагались начинающему молодому провинциальному автору?

Разумеется, то, что «Конька» написал не он, а Ершов. И в те годы никто в этом не сомневался. Впрочем, Пушкину приписывали множество стихотворений и даже поэм. Причём часто — весьма вольного содержания.

Причина тому была — после скабрёзной поэмы «Гаврилиада» Пушкину начали приписывать непристойные стихи. А потом на всю Россию жахнула его эпиграмма:

Накажи, святой угодник,

Капитана Борозду —

Разлюбил он, греховодник

Нашу матушку […]

Эпиграмма была посвящена реальному случаю, когда вскрыли художества и подвергли взысканию вполне реального офицера-содомита. После этого на «солнце русской поэзии» стали вешать вообще всех собак, и он просто махнул рукой на это безобразие, поняв, что оправдаться не получится. Единственное, от чего он и не думал отрекаться, так это от поэмы «Лука М…щев».

Вообще-то её приписывают Ивану Баркову, знаменитому своими непристойными стихами. И напрасно — Барков не мог её написать. Он умер в 1768 году, а в «Луке» упоминаются «две радужных бумажки». Первые ассигнации в России появились спустя год после смерти поэта, а «радужный» колер приобрели только в 1869 году, то есть вообще сто один год спустя.

Мог Пушкин написать «Луку»? Поэма написана до того мастерски, к тому же классической «онегинской строфой», что соблазн утверждать авторство Пушкина очень велик. К тому же он действительно от неё не отрекался. Но есть один нюанс. В «Луке» описываются похороны главного героя: «За ними медики-студенты в халатах белых, без штанов. Они несли его патенты от всех московских бардаков».

Белые халаты впервые появились на медиках в России в том же году, что и радужные ассигнации. А, стало быть, Пушкин не отрекался от «Луки» лишь потому, что не знал и не мог знать о его существовании — поэму написали после смерти Александра Сергеевича.

Поделитесь этой статьей
Комментариев нет