Стиль

Арт-практики, которым учит Марина Абрамович — личный опыт

Искусствовед Саша Плотникова рассказывает, как училась у Марины Абрамович и какие практики могут быть полезны каждому


2022-09-23T11:14:56+03:00


Арт-практики, которым учит Марина Абрамович — личный опыт (фото 1)

Саша Плотникова

Искусствовед, арт-критик, основательница Школы практического искусства hack!art school



В книге Марины Абрамович «Пройти сквозь стены» я прочитала о ее специальных 5–8 дневных кэмпах для художников. Они проходят пару раз в год в разных точках планеты, стоят около двух тысяч евро. Для участия нужно просто отправить мотивационное письмо. Заявку я решилась отправить сразу же — и вскоре ее одобрили.

Меня всегда впечатляли перформансы, базированные на стойкости. Раньше считала, что подобный акционизм под силу только сверхчеловеку. Однако, познакомившись с Мариной Абрамович, убедилась, что это не так. В ее телосложении нет ничего необычного. Значит, все дело не в теле, а в духе. Для художницы такие проекты не редкость: в числе самых известных — «Дом с видом на океан» в Sean Kelly Gallery, в котором она жила в галерее без еды и воды в течение нескольких дней. Возможно, вы видели его в одной из серий «Секса в большом городе». Или, например, работа Марины Абрамович и Улая «Поход по Великой Китайской стене»: художники прошли 2 500 км в течение трех месяцев. Изначально он должен был символизировать новый этап их отношений — бракосочетание. В итоге это была их последняя встреча перед расставанием на 20 лет.

Арт-практики, которым учит Марина Абрамович — личный опыт (фото 2)
Перформанс «Великая китайская стена» / publicdelivery.org
Арт-практики, которым учит Марина Абрамович — личный опыт (фото 3)
Сериал «Секс в большом городе» / HBO


Среди участников группы были преимущественно перформансисты и коллекционеры. Первое впечатление — практика похожа на випассану. Нас лишили связи с внешним миром: книги, телефоны и компьютеры изъяли, оставили только ручки и блокноты для записи идей и наблюдений. Всё, что мы могли делать на протяжении дня, — это упражнения Марины. Три дня из пяти мы голодали, разрешалось пить только воду и чай. Об этих ограничениях нас предупредили заранее. Первая мысль — проще сдаться. На деле тяжело только поначалу, к третьему дню уже отпускает. Благодаря этому мы увидели то, что значение еды и гаджетов преувеличено. Часто нам кажется, что социальные контакты, бренд гаджета, плотный график и забронированный столик в ресторане — это наши опоры. Это не так: отключение от внешнего шума, фокус на себе дают гораздо большую устойчивость.

Будни на кэмпе выглядели так: кинестетическая парная практика, после которой следовали упражнения на развитие внимания, осознанности в моменте, наблюдения. Часть из них выполнялась с закрытыми глазами или даже ушами. В такие моменты мы погружались в себя и исследовали внутренние ощущения, наблюдали за тем, как реагируем на те или иные события вокруг. Благодаря таким практикам на четвертый день кэмпа я смогла выполнить сложное упражнение: три часа сидела неподвижно и смотрела в одну точку.

Арт-практики, которым учит Марина Абрамович — личный опыт (фото 4)
Кадр из фильма «Марина Абрамович: В присутствии художника» (2012)

ЧАСТО НАМ КАЖЕТСЯ, ЧТО СОЦИАЛЬНЫЕ КОНТАКТЫ, БРЕНД ГАДЖЕТА, ПЛОТНЫЙ ГРАФИК И ЗАБРОНИРОВАННЫЙ СТОЛИК В РЕСТОРАНЕ — ЭТО НАШИ ОПОРЫ. ЭТО НЕ ТАК: ОТКЛЮЧЕНИЕ ОТ ВНЕШНЕГО ШУМА, ФОКУС НА СЕБЕ ДАЮТ ГОРАЗДО БОЛЬШУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ.

Главный вывод после нескольких дней кэмпа — сила заключается в умении управлять внутренним состоянием и улавливать фокус внимания. В этом и кроется разгадка, как человеку удается совершить многочасовой статический перформанс.



Занятия в кэмпе начинаются с этого упражнения, им же и заканчиваются.

Вы и ваш партнер по практике садитесь на стулья друг напротив друга и молча смотрите в глаза. Оптимальная длительность — не менее часа. На самом деле это не так просто, как кажется. Через 5–7–10 минут у людей поднимаются эмоции: смех, слезы, неловкость и др. Долгий молчаливый контакт рождает мощные и глубинные переживания.

Попробуйте целый день ходить спиной вперед. Нюанс: смотреть можно только через маленькое зеркало, оборачиваться нельзя. Эта практика позволяет перенастроить нейронные связи и увидеть паттерны поведения.

Это упражнение лучше делать в саду или в лесу. Накиньте повязку на глаза так, чтобы ничего не видеть, и на час-полтора погрузитесь в звуки природы. Удивительно, но так вы ощутите себя маленькой частичкой этого мира. Это очень красивое переживание.



Отправьтесь в лес или на дачу, в любое место, где вы сможете побыть в одиночестве. Попробуйте слиться с окружающим пространством: раствориться в звуках, запахах, потоках ветра. Понаблюдайте за растениями и выберите то, с которым себя ассоциируете. Какие чувства и эмоции оно вызывает? Ответив на этот вопрос, представьте растение в разных состояниях и попробуйте повторить его движения на камеру.

Сходите в галерею или музей. Подумайте, с каким словом ассоциируется картина, скульптура или любая визуальная работа. А с каким движением? Представьте, как это выразить телом, и попробуйте сделать на камеру.

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7

Как смотреть, изучать и понимать: 6 подкастов про искусство

Вопрос психологу: что такое здоровый и нездоровый нарциссизм

Показать больше

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»