«Мне многим пришлось пожертвовать ради моей профессии. Она не раз ставила меня перед жестоким выбором. И каждый раз я выбирала именно её», — писала в мемуарах Валентина Талызина.
22 января народная артистка России отмечает 90-летие. И по традиции в день рождения выйдет на сцену Театра им. Моссовета, в котором служит уже 66 лет.
Так было и три года назад, в 2022-м, когда в театр ещё ходили с прививкой от ковида и в маске, а Талызина едва оправилась после перенесённого инсульта. Могла и не возвращаться к зрителям. Никто не посмел бы осудить. Две сотни работ на сцене и на экране — достойный результат, с которым можно было бы закончить карьеру.
«Я ещё поживу»
Талызина не смогла. И постановка «Волки и овцы» стала роскошным бенефисом. Именинницу, пришедшую с идеей этого спектакля к режиссёру Игорю Яцко и сыгравшую главную роль — своенравную хитрую помещицу Мурзавецкую, — поздравляли коллеги. Ей бурно аплодировали зрители. В глазах у многих стояли слёзы. И не только от радости присутствия на спектакле.
Уверена, не мне одной в момент оваций пришла в голову мысль: это последняя премьера актрисы. На сцене она либо сидела в кресле — хоть и не сидела, а гордо восседала, либо партнёры передвигали её на повозке. Все понимали, что оговорки в день премьеры и после тяжёлой болезни — пустяки. А вот когда 87-летняя актриса-помещица, упав на колени, поползла к помещику Беркутову (Александр Яцко), в зале напряглись…
Трогательным стал и показ на экране чёрно-белых снимков молодой Талызиной (не по Островскому, конечно). Актриса инстинктивно закрыла лицо руками. Словно боясь воспоминаний. А во время поклонов сказала словами героини Островского: «Я ещё поживу». И обещание сдержала. Сыграв осенью 2023-го очередную премьеру — графиню Анну Федотовну в «Пиковой даме».
«Как вы позволили обезобразить себя?»
«Непородистая, некрасивая… Правда, с голосом и очень профессиональная», — сказала о ней забытая теперь режиссёр «Моссовета», когда Талызина пришла после института в прославленную труппу.
Так и прожила жизнь. С клеймом «непородистой, некрасивой». Повезло, конечно. В театре тогда служили патриархи сцены — Плятт, Орлова, Марецкая, Раневская. Возглавлял «корабль» Завадский. Было у кого учиться. И, наверное, на театральную судьбу Талызиной грех жаловаться. Играла русскую, зарубежную классику, пьесы современных драматургов. На закате карьеры получила в подарок Островского и Пушкина. Даром что большие роли пришли к ней не сразу. И простои были. Но она не искала счастья на стороне. И при этом не лукавила, говоря, что славу, узнаваемость и деньги актёрам приносит кино. А с ним у Талызиной не задалось. Сколько её ролей на экране помнит зритель? Она с трудом выгрызала осколки счастья на этом небосклоне. Персонажей в основном играла второстепенных. И часто не в тех фильмах. Обивала пороги студий. Пробовалась. И всё напрасно. Хотя, кажется, для советских лент её внешность была как раз подходящей.
Удачей стал рязановский «Зигзаг удачи». Именно этот фильм наряду с «Ивановым катером» Осепьяна и «Непрофессионалами» Бодрова-старшего у неё любимые. Из некрасивой Алевтины в «Зигзаге» Талызина сотворила душевную женщину, в которую можно влюбиться. Хотя, справедливости ради, сниматься должна была Алиса Фрейндлих. Если бы не забеременела. А Талызину после премьеры донимали поклонники: «Такая хорошенькая, как вы позволили обезобразить себя?»
Надя, Марта и мама дяди Фёдора
Потом было ещё немало работ у того же Рязанова. Приглашали её Данелия, Климов, Дружинина, Коренев, Ташков, Мельников, Хотиненко, Усков с Краснопольским. Но, видно, так угодно было судьбе, чтобы самую важную роль в карьере Талызиной сыграл… голос.
Формально это было озвучивание ролей, сыгранных иностранцами или советскими коллегами, которые не могли сделать это сами, — из-за акцента или тембра, который не подходил под персонаж, не устраивал режиссёра.
Талызина не озвучивала. Она играла голосом. В том числе роль Нади Шевелёвой в «Иронии судьбы», на которую Рязанов неожиданно для многих утвердил польку Барбару Брыльску. Запал на неё в «Анатомии любви». А потом судорожно искал, кто озвучит. 18 голосов переслушал. А Талызину отвергал: она сама с собой будет в кадре разговаривать?
Всё получилось. Но осадочек остался — Госпремию получила Брыльска, а не Талызина, сделавшая половину роли. Душой и сердцем.
Немирович-Данченко говорил: «Что главное у артиста? На 75% — голос, на 10 — внешность, а потом уже всё остальное». Талызина добавляла: что у человека внутри, то и в голосе. Но долго недоумевала, когда в магазине или на улице её узнавали не по лицу. «Слышу Талызину!» — говорили незнакомцы. Сама актриса лишь недавно посмотрела «Иронию» целиком. Но с молодости, ещё ничего толком не зная про чарующий голос, она интуитивно старалась его беречь. Однажды, съев мороженое и заболев ангиной, актриса поняла, что это лакомство не для неё. И никогда не курила.
В реестре феноменальных работ Талызиной голосом кроме «Иронии» — «Долгая дорога в дюнах», снятая в советское время на Рижской киностудии. Главную героиню Марту играла Лилита Озолиня, которую требовалось озвучить. Талызина пообещала режиссёру Алоизу Бренчу: «Не волнуйтесь, я сделаю так, что вся страна полюбит Марту».
И полюбили все. Рыдали вместе с ней и заучивали колыбельную, написанную Раймондом Паулсом. Чтобы потом укачивать своих детей: «За печкою поёт сверчок, угомонись, не плачь, сынок. Вон за окном морозная, светлая ночка звёздная…»
Ещё одна грандиозная работа актрисы в несерьёзной лишь на первый взгляд анимации — в сериале о героях из Простоквашино, где маму Дяди Фёдора Талызина впервые озвучила в 1978-м, а четвёртую серию — в 2011-м.
Ради профессии она пожертвовала многим. Был любимый друг Роман Виктюк, были подруги. Случались романы. Но, один раз выйдя замуж невпопад, больше попыток Валентина Илларионовна не предпринимала.
По линии матери с девичьей фамилией Дуля ей достался голос. От мамы и женская судьба: быть одной.
Сегодня она живёт тихо. Скромно. По большому счёту, одиноко. Но несчастливой себя не считает. Ведь теперь надо дождаться правнука.
Больше на Онлайн журнал sololaki
Subscribe to get the latest posts sent to your email.