По предварительным данным Минфина, объем доходов федерального бюджета в январе-марте 2023 года составил 5 677 млрд рублей (-21% г/г), объем расходов составил 8 077 млрд рублей (+34% г/г), дефицит бюджета за 3 месяца 2023 г составил 2,4 трлн руб, сократившись за март на 180 млрд руб. Важный итог — в марте при сохранении слабой динамики нефтегазовых доходов ненефтегазовые доходы второй месяц подряд сохранили положительную годовую динамику, а рост расходов резко замедлился (до 4% г/г). Минфин объясняет это нормализацией исполнения бюджета после «ускоренного финансирования в январе-феврале отдельных контрактуемых расходов».
Нормализация траектории бюджетных расходов и бюджетного дефицита — существенный фактор ослабления инфляционных рисков, который, вероятно, будет учтен ЦБ на ближайшем заседании 28 апреля.
Предварительная оценка исполнения федерального бюджета, млрд руб.
янв-мар 22 | янв-мар 23 | изм, % | мар.22 | мар.23 | Изм, % | фев.22 | фев.23 | изм, % | янв.22 | янв.23 | изм, % | |
Доходы, всего | 7163 | 5677 | -20,7% | 2958 | 2514 | -15% | 2117 | 1807 | -15% | 2089 | 1356 | -35% |
Нефтегазовые доходы | 2974 | 1635 | -45,0% | 1208 | 688 | -43% | 972 | 521 | -46% | 795 | 426 | -46% |
Ненефтегазовые доходы | 4189 | 4042 | -3,5% | 1749 | 1826 | 4% | 1145 | 1286 | 12% | 1294 | 931 | -28% |
Расходы, всего | 6029 | 8077 | 34,0% | 2239 | 2332 | 4% | 1826 | 2627 | 44% | 1964 | 3117 | 59% |
Дефицит (-)/Профицит (+) | 1134 | -2400 | 719 | 183 |
| 290 | -821 | 125 | -1760 |
Источник: Минфин, расчеты ФГ “ФИНАМ”
Отставание годовой динамики доходов бюджета от прошлогодних показателей постепенно сокращается — в январе-марте оно составило почти 21% г/г против 25% г/г за 2М23 и 35% г/г в январе 2023 г.
В 1Q23 нефтегазовые доходы сократились на 45% г/г — как поясняет Минфин, это связано с низкими ценами Urals и сокращением физических объемов экспорта газа. При этом в марте нефтегазовые доходы замедлили сокращение до 43% г/г и даже немного превысили расчетный базовый уровень, что связано с ежеквартальным поступлением НДД. Напомним, принятые налоговые изменения предполагают постепенное сокращение максимального дисконта цены Urals (в целях налогообложения) к цене Brent, начиная с 1 апреля, с $34/барр до $25/барр к июлю. По оценкам Минфина, налоговая корректировка обеспечит в этом году увеличение нефтегазовых доходов на 660 млрд руб. К тому же сейчас курс рубля значительно слабее заложенного в бюджет 68,3 руб/$, что при прочих равных условиях увеличивает рублевую величину нефтегазовых доходов бюджета. В то же время все это вряд ли будет достаточно для выполнения бюджетного плана по нефтегазовым доходам (8,9 трлн руб).
Ненефтегазовые доходы в марте, по нашим оценкам, увеличились на 4% г/г, а всего за 3М23 сокращение составило -3,5% г/г (по итогам 2М23 -9% г/г). НДС за 3М23 не изменился по отношению к аналогичному периоду прошлого года (по итогам 2М23 был рост на 5,4% г/г), в то время как налог на прибыль сократился на 21%. По нашим оценкам, в марте НДС сократился на 7% г/г, в то время как налог на прибыль увеличился на 11% г/г. Как поясняет Минфин, динамика поступления оборотных налогов (и внутреннего НДС в частности) нормализовалась после временного сокращения в январе, связанного с действием единовременных факторов (ускоренный порядок возмещения НДС, возмещение переплат налога на прибыль) и вышла в устойчиво положительную область.
Наиболее значимый результат — нормализация динамики бюджетных расходов. По итогам 3М23 расходы бюджета выросли на 34% г/г (2М22 +52% г/г), но в марте рост замедлился до 4% г/г. Т.е. динамика расходов входит в норму после «ускоренного финансирования в январе-феврале отдельных контрактуемых расходов».
Дефицит бюджета за 3М23 составил 2,4 трлн руб (83% годового плана), при этом в марте, по нашим оценкам, профицит составил около 180 млрд руб.
Больше на Онлайн журнал sololaki
Subscribe to get the latest posts sent to your email.