ГАЗ-3102!
Первые «Волги» ГАЗ-24 задумывались как автомобили представительского класса — ими пользовались секретари райкомов, директора крупных предприятий и даже отставные космонавты. Но с началом массового выпуска все изменилось: «Волга» постепенно превратилась в обычную машину, которую можно было встретить у простого рабочего класса. Чтобы вернуть автомобилю статус элитного, было решено создать специальную версию — ГАЗ-3102. Так появилась «генеральская Волга».
Новый автомобиль — ГАЗ-3102
Конструкторское бюро Горьковского автозавода получило заказ на разработку машины, которая должна была стать промежуточным звеном между массовой «Волгой» и недосягаемой «Чайкой». Так появилась ГАЗ-3102 — автомобиль внешне более строгий и солидный. В основе остался кузов ГАЗ-24, но его удлинили, переделали переднюю и заднюю части, сделали салон просторнее и изменили панель приборов.
Внешность у новой «Волги» получилась узнаваемой и внушительной: характерная решетка радиатора, прямоугольные фары, удлиненный капот. Дизайн был нарочито строгим — «грозным», как вспоминали современники.
Не для всех — и по виду, и по технической части
ГАЗ-3102 получила специальный форкамерный двигатель ЗМЗ-4022.10 — технически сложный, мощностью 100–105 л. с. Его особенностью была система зажигания с дополнительной свечой в предкамере. Инженеры надеялись добиться экономичности и экологичности, но на практике двигатель оказался капризным и перегревающимся.
Коробка передач — все еще механическая, но модернизированная. Автомат, несмотря на изначальные планы, не прижился: производить его в СССР было просто не на чем. Позже, уже в 1990-х, на некоторые машины начали ставить японские и американские моторы — Toyota и Chrysler.
Подвеска — изначально с шкворневой системой, позаимствованной у грузовиков, — требовала регулярной смазки, но отличалась живучестью. В дальнейшем ее заменили на более современную с шаровыми опорами. Зато салон с первых выпусков был рассчитан на комфорт: велюровая отделка, мягкие сиденья с ортопедическим профилем, декоративные вставки под дерево (пусть и из пленки), улучшенная шумоизоляция.
Характеристика | Обычная Волга (ГАЗ-24) | «Генеральская» Волга (ГАЗ-3102) |
Дизайн | Классический округлый, скромный | Строгий, «солидный», с квадратной оптикой |
Кузов | Стандартный | Удлиненный на 225 мм |
Двигатель | Надежный, простой змз-402, 85–95 л. с. | Сложный, форкамерный змз-4022.10, 100–105 л. с. |
Интерьер | Ткань, простая панель | Велюр, отделка под дерево, улучшенная панель |
Подвеска | Жесткая, простая | Мягкая, шкворневая, комфортная |
Тормоза | Барабанные | Передние дисковые, ВУТ от Girling |
Статус | Массовая, доступная | Для партийной и военной элиты |
Почему 3102 любили не все?
Автомобиль действительно создавался как служебный — для генералов, руководителей обкомов и других высокопоставленных лиц. Некоторые экземпляры из первых партий даже оснащались боксом с радиосвязью. Но для простых автолюбителей «генеральская Волга» оказалась слишком сложной в обслуживании и прожорливой. Форкамерный двигатель требовал квалифицированного ухода, а расход топлива был выше среднего. Поэтому даже те, кто мог получить служебную машину в личное пользование, зачастую отказывались — предпочитая более простые ГАЗ-24 или 31 029.
Массовая продажа началась только в 1990-х, когда государственные заказы сошли на нет. Тогда же появились упрощенные версии, с обычными моторами и стандартной панелью приборов. Но к тому моменту автомобиль уже морально устарел.
Что осталось от элитности
Несмотря на трудности, у ГАЗ-3102 были свои сильные стороны: комфортный ход, высокая пассивная безопасность, улучшенная тормозная система (впервые на советской легковушке появились дисковые передние тормоза). Эти качества сохранялись вплоть до конца производства в 2008 году.
На закате карьеры «тридцать вторая» получила даже элементы от ГАЗ-31105 — так называемый «евросалон» и современные двигатели Chrysler. Но даже это не спасло ее от вытеснения более современными моделями. Сегодня ГАЗ-3102 остается интересным экземпляром для коллекционеров — как редкий представитель советского стремления к статусу, которого хватало на вид, но не всегда — под капотом.