Что известно об экипаже, затонувшей 84 года назад советской подлодке М-49?

Минимальное чтение

На юге Приморского края в заливе Петра Великого была обнаружена затонувшая во время Великой Отечественной войны подводная лодка М-49. Об этом заявил официальный Telegram-канал «Тихоокеанский флот».

«Предположительно обнаруженная субмарина является подводной лодкой М-49 ТОФ, связь с которой потерялась 16 августа 1941 года», — говорится в сообщении.

Отмечается, что поиски подлодки Тихоокеанский флот (ТОФ) вел последние 20 лет при активной поддержке ветеранских организаций моряков-подводников. Место гибели советских моряков обнаружил экипаж спасательного судна «Игорь Белоусов».

Что известно о подлодке М-49?

По сведениям ТОФ, затонувшая в Приморье подводная лодка М-49 относится к классу «Малютка» (М), названному так, потому что такие субмарины были более компактными и могли транспортироваться по железной дороге.

По данным сервисов sovboat.ru и живая-история-россии.рф, подлодка типа «М» серии XII была заложена в 26 июля 1937 года на заводе № 112 (так в военные годы называли один из крупнейших судостроительных заводов «Красное Сормово», расположенный в городе Горький/Нижний Новгород) под строительным (стапельным) номером «С-248» и под обозначением М-57.

25 января 1939 года она была впервые спущена на воду.

3 августа 1939 года вошла в строй Черноморского флота.

Осенью 1939 года, разобранная на секции, была перевезена во Владивосток по железной дороге, где вновь была собрана на заводе № 202 («Дальзавод» имени К. Е. Ворошилова).

27 октября 1939 года М-57 была переименована в М-49.

Основные тактико-технические характеристики подлодки типа «Малютка»:

  • Тип: малая торпедная лодка
  • Длина: до 45 м
  • Ширина: до 3,5 м
  • Глубина погружения: 50 м
  • Предельная глубина погружения: 60 м
  • Автономность плавания: 7-10 суток.
  • Водоизмещение (надводное/подводное): от 157 до 258 т.
  • Скорость: надводная — 3-14 узлов (около 24-26 км/ч), подводная — 7-7,8 узлов (12-14 км/ч).
  • Вооружение: 45-мм полуавтоматическая универсальная пушка 21-К и два носовых торпедных аппарата без запасных торпед

Как и почему погибла подлодка М-49?

16 августе 1941 года М-49 вышла из бухты Малый Улисс в боевой дозор и пропала без вести. 6 октября 1941 года подлодка официально исключена из состава Советского ВМФ.

Точную причину гибели судна экспертам еще только предстоит выяснить. Существует несколько неофициальных версий, по которым подлодка могла исчезнуть с радаров: 

  • подорвалась на минном заграждении из-за навигационных ошибок;
  • подорвалась на дрейфующих минах, сорванных с якорей штормом;
  • была снесена из-за неучтенного дрейфом от ветра в сторону минных заграждений;
  • гибель подлодки из-за неблагоприятных погодных условий;
  • гибель подлодки во время боя с вооруженным судном противника (подбита).

Есть ли сведения об экипаже затонувшей подлодки?

В момент крушения на подводной лодке находилось 22 человека. Командиром подводной лодки М-49 был старший лейтенант Израиль Владимирович Сивориновский (по другим данным Сибариновский или Сивариновский).

Полный список подводников, погибших при исполнении служебного долга:

  • Сивориновский И.В. (1913-1941) — старший лейтенант, командир подлодки М-49.
  • Гизатуллин С.Х. (1911 −1941) — старший лейтенант, помощник командира
  • Ливертовский П.З. (1916-1941) — старший инженер-лейтенант, командир БЧ-5.
  • Ядовин Л.С. (1918-1941) — лейтенант, командир БЧ-1.
  • Перепелица В.К. (1913-1941) — главный старшина, боцман.
  • Крапивин В.М. (1913-1941) — главный старшина, старшина группы мотористов.
  • Долгий И.Г. (1914-1941) — старшина 1 статьи, старшина группы торпедистов.
  • Сапожников А.Б. (1915-1941) — старшина 1 статьи, старшина группы электриков.
  • Якайтес Ф.П. (1913-1941) — старшина 1 статьи, командир отделения радистов.
  • Карев И.Ф. (1915-1941) — старшина 2 статьи, командир отделения штурманских электриков.
  • Марченков Е.А. 91916-1941) — старшина 2 статьи, командир отделения трюмных.
  • Синегубов А.П. (1918-1941) — старшина 2 статьи, командир отделения торпедистов.
  • Чудинов П.В. (1919-1941) — старшина 2 статьи, командир отделения мотористов.
  • Шилов А.И. (1918-1941) — старшина 2 статьи, командир отделения гидроакустиков.
  • Шкрябин А.И. (1914-1941) — старшина 2 статьи, командир отделения рулевых.
  • Краснов В.С. (1917-1941) — краснофлотец, старший электрик.
  • Дровяников А.И. (1917-1941) — краснофлотец, трюмный.
  • Самохвалов И.И. (1919-1941) —краснофлотец, рулевой.
  • Терентьев И.С. (1921-1941) — краснофлотец, рулевой.
  • Зуев О.Г. (1920-1941) — краснофлотец, ученик-моторист.
  • Петухов В.Н. (1921-1941) — краснофлотец, ученик-торпедист.
  • Еремин В.И. (1918-1941) — курсант Тихоокеанского высшего военно-морского училища.

Источники:


Больше на Онлайн журнал sololaki

Подпишитесь, чтобы получать последние записи по электронной почте.

Поделитесь этой статьей
Leave a Comment

Больше на Онлайн журнал sololaki

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Читать дальше