Стиль

Что нужно знать о трехактной постановке «Лабиринт» в Большом театре

T

В Большом театре премьерят три одноактных балета под общим названием «Лабиринт». Постановка расскажет о вневременных составляющих жизни каждого человека с помощью современного танца. Подробнее о проекте компании MuzArt и о тех, кто приложил руку к его созданию, — в материале BURO.

О работе над «Лабиринтом»

«В своих проектах я задаю тему, но оставляю возможность свободы выражения хореографу. Я предоставляю ему карт-бланш для творчества», — признается режиссер Юрий Баранов, а следом добавляет, что само название носит для него, как автора проекта, скорее философский смысл. «Это представление о нашей жизни как о бесконечном лабиринте, где мы находимся с рождения до самой смерти, где мы ломаем стены и воздвигаем новые, встречаем на своем пути людей и расстаемся с ними».

Работа над постановкой растянулась почти на полтора года: сперва свою лепту внесла пандемия, затем — политика. Вместе с тем Баранову удалось собрать сильную профессиональную команду и объединить сразу три балета, над одним из которых работал хореограф Патрик де Бана.

«Минотавр», «Сияние», «Нерв»: что нужно знать о трехактной постановке «Лабиринт» в Большом театре (фото 2)

{«points»:[{«id»:1,»properties»:{«x»:0,»y»:0,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0}},{«id»:3,»properties»:{«x»:1,»y»:1239,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0}},{«id»:4,»properties»:{«x»:623,»y»:1241,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0}},{«id»:6,»properties»:{«x»:623,»y»:1881,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0}},{«id»:8,»properties»:{«x»:0,»y»:1884,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0}},{«id»:10,»properties»:{«x»:0,»y»:3157,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0}}],»steps»:[{«id»:2,»properties»:{«duration»:1239,»delay»:0,»bezier»:[],»ease»:»Power0.easeNone»,»automatic_duration»:true}},{«id»:5,»properties»:{«duration»:143,»delay»:0,»bezier»:[],»ease»:»Power0.easeNone»,»automatic_duration»:false}},{«id»:7,»properties»:{«duration»:246,»delay»:59,»bezier»:[],»ease»:»Power0.easeNone»,»automatic_duration»:false}},{«id»:9,»properties»:{«duration»:312,»delay»:0,»bezier»:[],»ease»:»Power0.easeNone»,»automatic_duration»:true}},{«id»:11,»properties»:{«duration»:1273,»delay»:63,»bezier»:[],»ease»:»Power0.easeNone»,»automatic_duration»:true}}],»transform_origin»:{«x»:0.5,»y»:0.5}}

«Минотавр», «Сияние», «Нерв»: что нужно знать о трехактной постановке «Лабиринт» в Большом театре (фото 3)

{«points»:[{«id»:12,»properties»:{«x»:0,»y»:0,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0}},{«id»:14,»properties»:{«x»:0,»y»:1,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1.32,»scaleY»:1.32,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0}}],»steps»:[{«id»:13,»properties»:{«duration»:0.8,»delay»:0,»bezier»:[],»ease»:»Power0.easeNone»,»automatic_duration»:true}}],»transform_origin»:{«x»:0.5,»y»:0.5}}

«Лабиринт» открывается «Сиянием», сюжетно связанным с научно-фантастическим романом Олафа Стэплдона «Создатель звезд», который повествует о человеческом разуме и эволюции Вселенной. Но в балете Юрия Баранова произведение служит только фоном. На первый план выводятся переживания главного героя — простого человека, решившего однажды изменить свою жизнь. Его играет Ильдар Гайнутдинов — дебютант этого года на сцене Большого.

За хореографию и сценографию отвечала Ольга Лабовкина, лауреат «Золотой маски», чей стиль отличает максимальная свобода. Но речь здесь вовсе не о вольной интерпретации режиссерского замысла. «Она дает возможность танцовщикам раскрыть природную индивидуальность, что способствуют преображению написанного персонажа. Работая над героем, мы можем многое привносить в него из личного опыта», — рассказывает Ильдар Гайнутдинов.

Вовлеченность и тотальное погружение артистов в своих персонажей выходят за рамки сцены — и переключаются на зрителя. Тут он не просто сторонний наблюдатель, а полноценный участник, который отправляется вместе с героями «Сияния» в ментальное путешествие. Что для этого нужно? Просто подключить воображение — обо всем остальном позаботились композитор, художники по костюмам, свету и видеопроекциям. Не обойдется, кстати, и без ответов на волнующие вопросы о природе человека, разума и поиска новых смыслов.

«Минотавр», «Сияние», «Нерв»: что нужно знать о трехактной постановке «Лабиринт» в Большом театре (фото 4)
«Минотавр», «Сияние», «Нерв»: что нужно знать о трехактной постановке «Лабиринт» в Большом театре (фото 5)
«Минотавр», «Сияние», «Нерв»: что нужно знать о трехактной постановке «Лабиринт» в Большом театре (фото 6)

{«points»:[{«id»:12,»properties»:{«x»:0,»y»:0,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0}},{«id»:14,»properties»:{«x»:0,»y»:1,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1.32,»scaleY»:1.32,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0}}],»steps»:[{«id»:13,»properties»:{«duration»:0.8,»delay»:0,»bezier»:[],»ease»:»Power0.easeNone»,»automatic_duration»:true}}],»transform_origin»:{«x»:0.5,»y»:0.5}}

Тонко чувствуя напряжение сегодняшнего дня, команда Большого сделала «Нерв» вторым балетом в «Лабиринте». Это своего рода продолжение поиска человеческой идентичности, затронутой в «Сиянии», а также размышление о последствиях глобального непонимания между людьми.

Тандем композитора Василия Пешкова и хореографа Анны Щекленой повествует о неосознанной, но сильнейшей травматизации друг друга, исследовании чувств и эмоций человека во всех проявлениях. Этот балет — не только о том, как люди теряют способность к разумной коммуникации, но и о возможностях в поисках новых путей для достижения взаимопонимания.

«Минотавр», «Сияние», «Нерв»: что нужно знать о трехактной постановке «Лабиринт» в Большом театре (фото 7)

{«points»:[{«id»:12,»properties»:{«x»:0,»y»:0,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0}},{«id»:14,»properties»:{«x»:0,»y»:1,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1.32,»scaleY»:1.32,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0}}],»steps»:[{«id»:13,»properties»:{«duration»:0.8,»delay»:0,»bezier»:[],»ease»:»Power0.easeNone»,»automatic_duration»:true}}],»transform_origin»:{«x»:0.5,»y»:0.5}}

Прямо процитировать пьесу Хулио Кортасара «Цари» было бы слишком просто для Юрия Баранова. Он представляет необычную и местами парадоксальную трактовку древнегреческого мифа. И если в кортасаровской версии интерес вызывает трансформация чувств Ариадны (она влюбляется в сводного брата Минотавра, а не в Тесея), то Баранова интересуют отношения Минотавра с матерью Пасифаей (в «Царях» этот сюжет отсутствует), а также борьба Минотавра с самим собой. Для раскрытия его противоречивого внутреннего мира на сцену выводятся сразу четыре персонажа.

Главная роль здесь, как и в «Сиянии», отдана Гайнутдинову. «Над „Минотавром“ работал хореограф-постановщик Патрик де Бана. Этот балет в корне отличается от „Сияния“ и в принципе всего того, что я делал раньше, — отмечает он. — Почти год назад я начал репетировать „Фавна“ с хореографом Сиди Ларби Шеркауи. Тогда передо мной стояла задача кардинально перестроить физический аппарат — нужны более плавные движения, сосредоточенность на внутренних процессах тела. В „Минотавре“ я снова полностью перевоплощаюсь, в том числе с технической точки зрения. Этот балет, по словам де Бана, посвящение не только матери Минотавра, но и моей».

Сам же де Бана уверен, что лучшей наградой для него будет полная тишина в финале спектакля — без аплодисментов, без криков «браво».

«Минотавр», «Сияние», «Нерв»: что нужно знать о трехактной постановке «Лабиринт» в Большом театре (фото 8)
«Минотавр», «Сияние», «Нерв»: что нужно знать о трехактной постановке «Лабиринт» в Большом театре (фото 9)
false
767
1300
false
true
true
{«width»:1000,»column_width»:59,»columns_n»:10,»gutter»:45,»line»:20}
{«mode»:»page»,»transition_type»:»slide»,»transition_direction»:»horizontal»,»transition_look»:»belt»,»slides_form»:{}}
{«css»:».editor {font-family: Helvetica; font-size: 16px; font-weight: normal; line-height: 24px;}»}
Показать больше

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»