Хотя его название может звучать пугающе, в большинстве случаев «ушной червь» — феномен совершенно безобидный и даже забавный.
Что за явление «ушного червя» и насколько оно опасно?
Вы когда-нибудь замечали, как после прослушивания песни ее мелодия или припев продолжают крутиться в голове часами, а то и днями? Это явление известно как «ушной червь» — от английского слова earworm, дословно означающего «уховертка» — непроизвольное музыкальное воображение, когда фрагмент мелодии или песни навязчиво повторяется в сознании.
Явление это знакомо 98% населения Земли, причем мужчины и женщины страдают от него одинаково часто, хотя у женщин такие эпизоды длятся дольше и вызывают большее раздражение.
Сам по себе феномен «ушного червя» не представляет опасности для психического здоровья и является нормальным состоянием. Однако в некоторых случаях он может вызвать нарушение сна, снижение концентрации и эмоциональный дискомфорт.
Почему возникает «ушной червь»?
Механизмы появления навязчивых мелодий в голове связаны с особенностями работы нашей памяти и восприятия музыки. Исследования выявили несколько ключевых факторов, способствующих возникновению этого феномена.
Первый фактор — частота прослушивания. Чем чаще мы слышим определенную песню, тем выше вероятность, что она станет так называемым «ушным червем», то есть надолго «засядет» в голове. Особенно сильно это касается популярных хитов и навязчивых рекламных заставок.
Простота и повторяемость текста также влияет на навязчивое запоминание: мелодии с простой структурой и повторяющимися элементами легче запоминаются и чаще заседают в памяти. Как отмечают эксперты, особенно «прилипчивы» отрывки из песен с простым текстом и ритмичной музыкой.
Существует и еще одна причина возникновения «ушного червя», называемая эффектом Зейгарника, — психологического феномена, согласно которому человек лучше запоминает прерванные действия, чем завершенные.
Кроме того, «ушные черви» чаще возникают, когда мозг не занят сложной умственной деятельностью, например, во время уборки, приготовления пищи или любых других рутинных дел, не требующих концентрации
Интересно, что песни с текстами становятся «ушными червями» в 73,7% случаев, инструментальная музыка — только в 7,7%, а рекламные джинглы и радиозаставки — в 18% случаев.