В российский прокат выходит фильм Ильи Учителя «Батя 2: Дед» — сиквел успешной комедии 2021 года «Батя», в котором герой Владимира Вдовиченкова давал уроки жизни своему сыну.
В новой картине воспитанием ребенка займется Дед, который после ВОВ, объездил всю страну, нашёл свою суженную, а теперь живёт в деревне простой и понятной жизнью, которую ему и пришлось показывать внуку. Деда в обоих временах — военном и в 1990-е — сыграл Евгений Цыганов.
Накануне появления «Деда» в кинотеатрах aif.ru поговорил с Ильёй Учителем о фильме, о работе с Цыгановым, а также о том, что учит детей жестокости.
Война страшнее 1990-х
Игорь Карев, aif.ru: — Появление в сюжете деда, на ваш взгляд, это закономерное развитие сюжета «Бати», новый персонаж не утяжеляет историю?
Илья Учитель: — Это развитие возникло изначально, ещё когда мне предложили в работу этот сценарий. Сам сюжет меня очень заинтриговал, но три временных промежутка было очень непросто собрать в общую мозаику. А в целом, мне кажется, у нас получилось совершенно отдельное произведение, которое можно смотреть, даже не зная, что происходит в первом фильме. Конечно, какие-то пересечения с «Батей» есть, но там главным героем был персонаж, сыгранный Владимиром Вдовиченковым, а здесь — дед Макса. Этот дед получился таким связующим звеном между всеми временами, которые мы показываем в нашей картине.
— Деда сыграл Евгений Цыганов, но в отдельных сценах его совершенно невозможно узнать, буквально другой человек. Почему пошли по пути полного грима, а не взяли на эту роль двух актёров?
— Сначала была как раз такая идея — разделить роль деда, чтобы её сыграли два актёра разного возраста. Но потом поняли, что нужен артист с харизмой, который будет существовать в двух временах — и тогда появилась кандидатура Цыганова. Он, кстати, отнесся к этой возможности с большим энтузиазмом, да и уже на пробах стало понятно, что мы попали в нужную точку.

— «Батя 2. Дед» вышел более камерным фильмом по сравнению с вашей предыдущей работой, сказкой «Летучий корабль». А вам самому что больше нравится — размах или простые истории?
— Честно говоря, я не думаю такими категориями. Мне главное, чтобы история была интересная и чтобы она во мне что-то трогала — только в этом случае за неё стоит браться. Ну а масштаб вообще дело десятое. Конечно, интересно, когда есть над чем подумать в техническом плане, но всё равно во главе угла всегда сюжет. Мне кажется, так должно быть у любого режиссёра.

— Как вы думаете, какие есть отличия в том воспитании, которое давали люди, прошедшие войну и представители первого послевоенного поколения? Герой Вдовиченкова в первом фильме был эдакий брутальный человек, который действовал нестандартно, а дед получился более мягким, что ли?
— Отличия, безусловно, есть, они и должны быть. Но надо учитывать, что действие первого фильма происходит в самый разгар 1990-х, в которые Батя вошёл, так сказать, из мирного времени, и успел пропитаться маскулинностью, которая тогда была буквально везде.

Дед у нас, кстати, тоже брутальный, но у него правильная брутальность, у него те самые мужские черты, которые должны быть в настоящем мужчине. Ведь его характер закладывался в войну, которая была страшнее любых девяностых.
Любовь — прививка от жестокости
— Что-то личное добавляли в сценарий, какие-то воспоминания из детства?
— Конечно, что-то перенеслось из жизни, но не напрямую, мы не брали конкретные эпизоды из моей жизни или жизни сценаристов. Но могу сказать, что что-то похожее, наверное, переживал любой ребёнок и, пожалуй в любое время.

— Считается, что современную молодёжь жестокости учат компьютерные игры. При этом в интернете ходит шутка что поколение, которое воспитывали без пиетета к отдельной курице или свинье, вряд ли можно испортить обычной «стрелялкой». А как вам кажется, когда закладываются азы поведения в обществе?
— На мой взгляд, всё довольно просто. В деревне, на даче ребёнок раньше видел, например, как отрубают курицам головы, но если он рос, окруженный любовью своих родителей, своих дедушек и бабушек, то он эту жестокость не переносил на людей и всё равно оставался гуманистом. Конечно, бывают какие-то патологии, но в целом если вокруг ребёнка царит любовь, то он не может вырасти жестоким, у него в любом случае разовьётся эмпатия. В некоторой степени об этом, кстати, и наш фильм.

Больше на Онлайн журнал sololaki
Подпишитесь, чтобы получать последние записи по электронной почте.