Россия остается одним из мировых лидеров по развитию цифровых сервисов. Особенно ушел вперёд банковский сектор, предлагающий всё новые и новые решения, направленные на удобство и комфорт клиента. Вместе с тем, бурное развитие цифровых технологий предполагает и серьезный рост усилий крупнейших игроков рынка по совершенствованию системы безопасности. Как будет развиваться цифровизация финансового рынка в ближайшие годы, и как избежать возникновения новых угроз — дискутировали на ПМЭФ-2025 на сессии под говорящим названием «Остановить нельзя развивать: какие инновации нужны российскому финансовому рынку».
Инновациями занимаются не только крупнейшие игроки — в развитии технологий участвуют компании разного масштаба. Благодаря этому онлайн можно оформить как страховку для всей семьи, так и кредит на развитие бизнеса, а условия будут очень конкурентными. Тем не менее эксперты убеждены, что до полного перехода в «цифру» еще далеко.
Безусловным лидером по внедрению цифровых технологий в банковскую сферу остается Сбер. Целью постоянных усилий является комфорт и удобство клиента, подчеркнул заместитель Председателя Правления Сбербанка Тарас Скворцов.
«Если взять финансовые операции за месяц каждого из нас, в 99% случаев многие их них скорее всего были недостаточно эффективны. Возможно, мы покупали дороже, ненужное или выбирали не самую выгодную программу лояльности. Всегда можно найти вариант лучше — в этом кроется огромное поле для инноваций. Если использовать генеративный искусственный интеллект как помощника, который подскажет и рекомендует путь лучше, наш кошелёк станет больше. Это лишь один пример применения генеративного ИИ для повышения нашей финансовой эффективности», — поделился своим видением ближайшей перспективы Тарас Скворцов.
По словам топ-менеджера, 2-3 года — огромный интервал времени с точки зрения развития и внедрения инноваций. Изменения происходят очень быстро. Через три года наше взаимодействие с банками и финансами сильно изменится в лучшую сторону.
Развитие ИИ может принципиально изменить нынешний финансовый сектор.
Удобство невозможно без доверия к продукту, а последнее напрямую зависит от уровня безопасности. И именно над этим активно работает Центробанк
«Любое решение должно быть максимально безопасным. Мы должны понимать, что мошенники тоже совершенствуются, все системы защиты постоянно пытаются взломать, и эта гонка убегающих и догоняющих останется навсегда», — заявила заместитель председателя Центробанка РФ Зульфия Кахруманова.
«Инновация — это то, что радикально меняет клиентский путь и позволяет отказаться от предыдущего опыта. Скажем, сделали мы оплату по биометрии или QR-код. Можно ли это считать инновацией? Глобально нет. Это скорее ещё один шаг в развитии. У нас в Сбере происходит миллион технических изменений в квартал, но далеко не все из них становятся инновациями. Надо понимать, почему что-то не сработало, пробовать дальше и предлагать новое», — отметил Тарас Скворцов.
Понимая реальность, в которой приходится работать, крупнейшие игроки финансового рынка продолжают совершенствовать защиту цифровых сервисов.
«У нас, как правило, не возникает никаких проблем с Центробанком, при запуске новых продуктов. Дело в том, что в Сбере есть собственная служба безопасности, и её требования к защите сервисов выше и серьёзнее, чем у любого госрегулятора — и до тех пор, пока они не убедятся в максимальной защите, продукт на рынке не появляется. Пусть это и тормозит в определенном смысле развитие наших цифровых сервисов, но безопасность клиента остается главным требованием», — подчеркнул Артём Тарасов.