Эпоха Независимости. Как современное общество Казахстана относится к России

Минимальное чтение

Отношения двух стран — России и Казахстана — волнуют многих. Особенно интересует то, как воспринимают эту связь молодые люди. О том, как выстраивается партнерство соседствующих государств, рассказал Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Казахстан в Российской Федерации Даурен Абаев

— Давайте поговорим об общественном мнении. Проще говоря, как в Казахстане сегодня относятся к России? Если со старшим поколением все более или менее понятно, то какова ситуация в молодёжной среде: как поколение граждан, родившееся в эпоху Независимости, смотрит на Россию?

— Мне россияне часто задают этот вопрос, причём не только журналисты. В самой его формулировке заложены опасения, мол, как только в казахстанском обществе будет тотально доминировать «поколение независимости», то весь накопленный багаж взаимных связей и тесной дружбы, сойдёт на нет. 

По этому поводу я хочу сказать одну простую вещь — в Казахстане численность граждан, родившихся после 1991 года и не имеющих опыта совместного проживания с россиянами внутри СССР, приближается к 60 %. Это колоссальная цифра, тем более речь идёт об экономически и гражданско-активном населении, задающем тренды и определяющем социокультурный профиль нашего общества. 

Но это не сказывается негативно на отношении казахстанцев к России, о чём свидетельствуют и данные социологических опросов, где Россия неизменно занимает лидирующие позиции как наиболее дружественная страна. Несмотря на смену поколений, у нас есть нечто незыблемое и неподвластное временной эрозии — это гигантские традиции добрососедства, взаимопомощи, совместного преодоления невзгод и тягот исторической судьбы, у нас самая протяженная в мире общая граница, совместные экономические, гуманитарные, политические проекты, у нас есть культурная и, я бы сказал, тесная ментальная связь.

Мне бы не пришлось вам долго всё это объяснять, если бы вы просто однажды посетили Казахстан, где миллионы молодых людей свободно говорят на казахском и русском языках, слушают российскую музыку и смотрят российское кино, ходят на театральные постановки пьес Островского и Чехова.

Да, всегда есть те, кто недоволен политическими курсами наших государств. И это нормально, ведь широкая палитра мнений отражает социальную пестроту наших многогранных обществ. Но социальное ядро и казахстанского, и российского обществ выступают за тесную дружбу двух стран. И политически этот императив сегодня блестяще реализуется нашими лидерами Касым-Жомартом Токаевым и Владимиром Путиным и, конечно, нашими правительствами. 

— Если внимательно изучить информационные и экспертные материалы о российско-казахстанском экономическом взаимодействии, то очень большой пласт отведён изучению возможностей и успешных кейсов, нежели рисков и угроз. В этой связи хотелось бы узнать, есть ли сегодня у правительств наших государств какое-то совместное видение того, как отвечать на растущие риски современности, например, по водной проблематике, в связи с падением цен на энергоносители или изменением демографической картины России и странах Центральной Азии в среднесрочной перспективе?

— Вода, энергетика и демография — это комплексные проблемы, которые сегодня волнуют не только Астану и Москву, но и весь цивилизованный мир. Готовых и простых рецептов для преодоления названных вами угроз нет, но мы не должны забывать, что в современной истории наши страны неизменно оказывали друг другу помощь в критические моменты, и у нас есть гигантский накопленный опыт совместного преодоления новых глобальных вызовов. 

Теперь по порядку. Проблема водных ресурсов между Казахстаном и Россией — одна из самых чувствительных, особенно в контексте изменения климата, роста сельхозпотребления и загрязнения рек. Но здесь мы не начинаем с нуля. Напомню, что с 2010 года действует Соглашение о совместном использовании и охране трансграничных водных объектов. Созданы совместная казахстанско-российская комиссия, а также 6 рабочих групп по бассейнам трансграничных рек. На этих площадках проводится постоянный обмен научной и оперативной информацией, осуществляется государственный мониторинг качества трансграничных вод. 

С учётом прошлогодних паводков и наводнений, мы создали Совместную рабочую группу по взаимодействию при прохождении половодий и паводков. Важно, что в период весеннего половодья стороны координируют свои действия на еженедельной основе — в режиме видеосвязи, адаптируя режимы работы водохранилищ в реальном времени с учётом погодных и гидрологических условий. Это пример современной, оперативной экологической дипломатии. 

Таким образом, Казахстан и Россия не просто осознают существующие риски в водной сфере — они выстраивают системную, институциональную архитектуру для их предотвращения. Что не менее важно, обе страны готовы вкладываться в технологии, инфраструктуру и мониторинг, уважать интересы друг друга и делить воду справедливо, прозрачно и научно.

Касательно цен на энергоресурсы, то здесь я, не являясь экспертом, позволю себе немного вольную трактовку ключевых трендов. Для начала, сегодня мы наблюдаем невероятную волатильность энергетического рынка. Ещё вчера аналитики спорили, упадёт ли стоимость чёрного золота ниже 50 долларов в текущем году, а теперь они вычисляют пробьёт ли нефть потолок в 100 долларов на фоне эскалации на Ближнем Востоке. Ясно одно — нефть ещё очень долго будет ключевым источником энергии по всему миру. 

В данном ключе у наших правительств есть чёткое и ясное видение того, как не стать «жесткими» конкурентами на рынке углеводородного сырья. 

Первое — это определённая «сверка часов» на уровне профильных ведомств по энергетическим вопросам. 

Второе — разделение экспортных маршрутов. Главное, мы не мешаем друг другу на ключевых рынках, а, наоборот, взаимодополняем друг друга.

Например, 60 % своей нефти Казахстан поставляет на рынки Европы, при этом мы используем трубопроводную инфраструктуру, проходящую по территории России, прежде всего КТК. Для России же ключевые рынки — это КНР, Индия и Турция. При этом в части поставок нефти на китайский рынок перспективным представляется маршрут поставок через территорию Республики Казахстан. И это, конечно же, сулит выгоды всем трём сторонам. 

Ну и третье, каким бы долгим ни был век чёрного золота, мы должны вместе готовиться к будущему без нефти и осуществлять так называемый энергетический переход. 

В этом плане не могу не упомянуть историческое решение выбрать компанию «Росатом» для строительства первой АЭС в Казахстане. Это наглядный пример того, как в кооперации мы уверенно движемся на пути повышения энергонезависимости и экобаланса. 

Что касается демографических вызовов, то сегодня Казахстан не является ощутимым поставщиком трудовой миграции в РФ, однако такие факторы, как высокий уровень знания русского языка, совместимость дипломов, наличие родственных и других связей, могут оказать влияние на миграционные тенденции в среднесрочной и долгосрочной перспективе. 

Поэтому и РФ, и страны Центральной Азии в целом должны вместе искать стратегии обоюдного выигрыша в данном вопросе, способствуя развитию мобильности трудовых ресурсов, эффективному культурному обмену, образовательному партнёрству и одновременно преодолевая такие вызовы, как межэтническая напряженность, культурное дистанцирование, ужесточение барьеров и бюрократических препонов. 

Очень многое зависит от того, какую модель взаимодействия с ЦА на данном треке готова выбрать сама Россия.

— В последнее время в информационном пространстве активно муссируется тема наличия в Казахстане и России «чёрных списков» на въезд из числа граждан обоих государств. Насколько подобные запреты отвечают духу стратегического партнерства и союзничества наших стран?

— Отношения между нашими государствами базируются на фундаментальных основах. Это тесный и полноформатный политический диалог, это масса взаимовыгодных, интересных обеим сторонам проектов в экономической и гуманитарной сферах, в конце концов, это многовековая дружба двух народов, скреплённая славными страницами общей истории. 

При имеющейся динамике и разнообразии наших контактов было бы странным абсолютное отсутствие проблемных вопросов в повестке дня. Возникновение различных ситуаций для обсуждения сторонами — это нормально.

Что касается так называемых «чёрных списков», которые вы упомянули, я бы не рассматривал их через призму соответствия духу стратегического партнёрства Казахстана и России. По большому счёту это распространенная мировая практика, когда те или иные лица становятся персонами нон-грата на территории определенного государства по решению властей этого государства. 

При том, что львиную долю таких списков составляют не эксперты, политики или учёные, а лица, неоднократно нарушавшие миграционные правила, имеющие непогашенные судимости, задолженности по налоговым и таможенным платежам и т. д. Реальность гораздо прозаичнее, чем кажется. 

Но в целом, на примере этой темы мы можем увидеть, как любое событие в информационном поле начинает жить собственной жизнью. Причём эта жизнь может оказаться более заметной и броской, чем само событие. 

Всё же не мне вам, журналисту, рассказывать, что сегодня ньюсмейкером может стать практически каждый, у кого есть смартфон. И, к сожалению, в угоду оперативности и хайпу некоторые довольно шумные персоны по обе стороны границы готовы принести в жертву компетентность и этичность. 

Как дипломат, я считаю, что каждый случай нужно рассматривать индивидуально. Мы всегда готовы к взаимодействию с российской стороной по данному и другим подобным вопросам. Хочу отметить, что со стороны российских партнёров мы встречаем такой же конструктивный настрой.

— С 30 июня в России начали проведение эксперимента по апробации правил и условий въезда в Российскую Федерацию граждан иностранных государств с безвизовым режимом, в число которых входит Казахстан. Как в вашей стране относятся к этим нововведениям?

— Для некоторых казахстанцев новые процедуры въезда в Россию стали, конечно, определенной неожиданностью. Наши сограждане традиционно часто ездят сюда с самыми различными целями, будь то бизнес-интересы, туризм или лечение. Особенно активна динамика в приграничных регионах. 

И эти поездки всегда были максимально комфортными и безбарьерными. Россия — одна из двух стран мира, куда казахстанцы могут ездить без паспортов, имея на руках лишь удостоверение личности. Поэтому подобная реакция людей на необходимость заведомой подачи электронных заявлений и регистрации в мобильном приложении, я думаю, неудивительна.

Как бы то ни было, определение параметров въезда и пребывания иностранцев, других аспектов миграционной политики — это суверенное право каждого государства. Мы рассматриваем факторы, побудившие Россию изменить правила въезда иностранцев, в их комплексе и многоаспектности, а потому относимся к нововведениям с пониманием. 

Поэтому мы очень надеемся, что сервис RuID, как это и задумывалось, действительно облегчит порядок и процедуру въезда на территорию РФ.

В то же время мы убеждены, что российские власти примут во внимание особый характер трансграничных перемещений наших граждан. Не будем забывать, 12 субъектов Федерации граничат с 7 областями Казахстана, это гигантские масштабы. Я повторюсь, казахстанцы посещают Россию не только в профессиональных, предпринимательских, туристских или образовательных целях — часто они ездят к своим родным и друзьям. Нередко речь идет о соседних поселках, разделенных небольшим пограничным пунктом. Это важная часть нашей дружбы.

— Несмотря на значительные сюжеты общего прошлого, наши государства выработали собственные уникальные подходы в управлении, идеологии, реагировании на внешние вызовы. Взять хотя бы государственный курс президента Токаева: за последние шесть лет реализовано множество реформ. Насколько, на ваш взгляд, изменился Казахстан, казахстанцы, благодаря комплексу этих реформ? 

— Это очень объёмный вопрос, которому можно посвятить отдельное интервью. Но если вкратце, то, конечно, последние 6 лет войдут в историю нашей страны как годы больших перемен. Сначала политические, затем экономические, а теперь уже и мировоззренческие реформы стали основой для модернизации всего казахстанского общества. Глубинные изменения, реализуемые в рамках государственного курса нашего президента, делают казахстанский социум более эффективным, гибким, адаптивным к вызовам и угрозам современного мира. 

Справедливость — центральная идея реформ президента Токаева, которая лежит в основе построения Нового Казахстана. Благодаря реформам государство преодолевает кризис доверия в обществе — негативный симптом текущей эпохи. 

Что изменилось? Первое: претворяются в жизнь принципы политической справедливости. Речь о равном праве всех граждан участвовать в управлении страной. Реализуется поддержка политического плюрализма, партийной конкуренции, свободы выражения мнений. Создаются условия для реальной обратной связи между властью и обществом. Внедрены институциональные и правовые инъекции от авторитарных перекосов. По сути, осуществлен переход к более инклюзивной политической системе.

Второе: в экономике государство взяло ориентир на обеспечение равного доступа к ресурсам, возможностям и благам для всех членов общества. Несмотря на нестабильность глобальной экономики, государство твердо выполняет все социальные обязательства, поддерживает уязвимые слои населения. Ведётся реформирование налоговой системы. Усилена борьба с коррупцией. Принимаются системные меры по сокращению имущественного разрыва в обществе. 

Третье — это правовая справедливость или принцип Закона и Порядка. Повышается прозрачность судебной системы, следовательно, растет доверие к судам. Без этого невозможны никакие реформы — это фундамент государства. Внедряется принцип нулевой терпимости к правонарушениям и неотвратимости наказания, в том числе независимо от социального статуса.

Четвёртое — социальная справедливость. Речь идёт об обеспечении равного доступа к ключевым общественным благам — образованию, здравоохранению, социальной помощи. Реализуются комплексные меры по снижению разрыва между городом и селом в цифровой, образовательной, культурной сферах. Осуществляется поддержка социальной мобильности сельской молодежи, выходцев из неблагополучных семей, чтобы не место рождения, а личные усилия определяли успех. Особое внимание уделяется укреплению общественной солидарности и взаимопомощи.

Пятое — это международная справедливость, которая важна не меньше внутренней, особенно для устойчивого развития. Сегодня на фоне глобальных потрясений, войн, социальных катаклизмов и политических кризисов как никогда важны ценности диалога, сотрудничества и кооперации. В этом ключе особого внимания заслуживает идея Касым-Жомарта Токаева о роли средних держав, способных выступать эффективным медиатором и стабилизатором международной системы. 

Таким образом, можно сделать вывод, что построение Справедливого Казахстана — это не разовая кампания, а долгосрочный стратегический ориентир. Она должна стать нравственным и политическим основанием новой модели общества, которое стремится к балансу, достоинству и развитию. Это вызов не только для власти, но и для каждого гражданина.

Поделитесь этой статьей
Комментариев нет