Экономика

ФАС предложила формулу «правильной» стоимости продуктов: в чем подвох

Рост цен на продукты питания волнуют не только рядовых россиян, но и властные структуры. Чтобы все было по справедливости, идет активный поиск  формулы для расчета необоснованного роста цен. Федеральная антимонопольная служба предлагает очередной  вариант.

Итак, формула от ФАС: если в течении 60 дней подряд цена на какой-то товар более, чем на 5% обгоняла инфляцию без уважительных экономических причин, то такую цену можно считать необоснованной. И торговую сеть или производителя, допустившего подобный произвол, можно и нужно привлекать к ответственности..

Напомним. Что в декабре минувшего года от ФАС уже исходила схожая инициатива: речь шла о тех же самых 60 календарных дней подряд.  Только рост цены за этот период должен составлять более 30% .

Это не первый и наверняка не последний поиск «справедливой» формулы цены продуктов, за превышение которой можно наказывать. Пока что вариант с 5% правительство тоже отправило «для коррекции». .

Благое намерение сдержать аномальный рост цен на тот или иной продукт перечеркивается существенной оговоркой. Никакие штрафные санкции участникам рынка не грозят, если это повышение «экономически обосновано». А под эту формулировку можно списать все, что угодно: например, рост тарифов естественных монополий или пресловутый сезонный фактор, изменение цен на сырье и комплектующие изделия… Кстати, все эти, а также другие «уважительные причины» содержатся в пояснительной записке к документу ФАС. 

Факторы, как видим, размыты. Правительство совершенно справедливо требует от антимонопольщиков, во-первых, их исчерпывающий перечень. А во-вторых, — раз уж речь идет о формуле, то предельно уточненные параметры.

Но как это сделать? Допустим, сколько миллиметров осадков на квадратный метр колхозного поля должно выпасть в течении 60 дней, чтобы сказать: цены на картошку повысились правильно, никакого картельного сговора.

Или с аптекарской точностью установить несоответствие спроса и предложения в течении двух месяцев ажиотажа? Каким должен быть разрыв?

В общем, новая формула борьбы с необоснованным ростом цен вряд ли принесет долгожданный эффект. Ведь придется рассматривать всю цепочку — условно говоря, от повышения тарифов на электроэнергию до изменения цены на запчасти, а если они еще и импортные, то на логистику доставки. Как бы не закопаться во всех этих факторах…

– Мое мнение — в борьбе с ростом цен нам не помогут никакие формулы, – говорит Петр Шелищ, председатель Союза потребителей РФ. – Здесь главное, чтобы не было картельных сговоров, как между торговыми сетями, так и между производителями. И если обеспечивается нормальная, здоровая конкуренция, то все розничные цены на прилавках — экономически обоснованные.

– Но если они запредельно растут, то что делать покупателям?

– Цены растут по двум причинам. Первая – недостаточно предложения. Чтобы полки не были пустыми, торговля поднимает стоимость товара. Иначе повторится ситуация, когда  магазины были пустыми, нам это знакомо по 80-90-м годам прошлого века. И здесь правительству необходимо принимать меры по поддержке отечественного производителя, отслеживать наполняемость рынка.

– Каким образом?

– Возьмем ситуацию с куриными яйцами, всплеском цен на них. Резко увеличить их производство не получается. Но было принято решение о беспошлинном импорте этой продукции. Объемы поставок сравнительно небольшие по отношению к нашему внутреннему производству. Однако сам факт открытия пути для импорта успокоил рынок. Покупатели стали брать не по три десятка яиц, как в период ажиотажного спроса, «пока еще больше не подорожало», а, как обычно, по 10 штук. И, насколько я знаю, в розничную торговлю импорт вообще не поступал, поскольку цены на яйца в той же Турции гораздо выше, чем в России. Эти поставки шли в перерабатывающую промышленность. А объемы отечественного производства были оттуда сняты и направлены в розницу. Вот пример выравнивания спрос и предложения, чтобы не задирались цены…

– Но вы сказали про две причины их роста. Какая вторая?

– Повышение реальных доходов населения. В ходе прямой линии в декабре минувшего года Владимир Путин заявил, что в 2023 году рост зарплат, за вычетом инфляции, в среднем составил 8 %, Хотя производство товаров не увеличилось на эти 8%. Торговля воспользовалась моментом, решила, что с потребителей можно брать побольше, подняла цены. Вот на какие моменты властям необходимо обращать внимание. А поиск формул –  это опасный путь. Если мы начнем указывать продавцу, по каким ценам он должен торговать, то невыгодный ему продукт он перестанет покупать у производителя. Тогда ему нужно будет «указать» и ассортимент, который в обязательном порядке должен быть на прилавке. 

Такая же история повторится и с производителем. Он перестанет выпускать то, что не захочет принимать торговля, ему тоже понадобится список обязательной продукции. Это дорога к пустым полкам.

Показать больше

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»