И довезет, и спасет. Каким было метро во время войны

Минимальное чтение

Метрополитен в годы Великой Отечественной войны играл исключительно важную роль. Это было и бомбоубежище, и центр управления вооружёнными силами. А на отдельных станциях располагались даже библиотека и концертный зал.

 

Удобный транспорт и защита от бомб

И довезет, и спасет. Каким было метро во время войны«Метрополитен в годы Великой Отечественной войны представлял собой предприятие двойного назначения. С одной стороны, это была внеуличная транспортная сеть, с другой — действующее бомбоубежище и место дислокации нескольких пунктов управления вооружёнными силами, — рассказывает историк Филипп Смирнов. — В частности, оборона Москвы осуществлялась со станции метро „Кировская“ (ныне „Чистые пруды“). Там находилось отделение Наркомата обороны и имелся прямой проход через специальный эскалаторный подъём в здание ведомства на улице Кирова (ныне Мясницкой)».

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Строительство метро Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена. В 1941 году в результате попадания авиационной бомбы был разрушен тоннель мелкого заложения между станциями «Арбатская» и «Смоленская», после чего было решено заменить этот участок более глубоким. В 1944 году линия была продлена до станции «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина» (ныне – «Партизанская»).
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Строительство метро Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена. В 1941 году в результате попадания авиационной бомбы был разрушен тоннель мелкого заложения между станциями «Арбатская» и «Смоленская», после чего было решено заменить этот участок более глубоким. В 1944 году линия была продлена до станции «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина» (ныне – «Партизанская»). Фото: РИА Новости/ Анатолий Гаранин

Многие жители Москвы спускались в метро во время предупреждения о бомбёжках. «Многие вещи в метро сохранились со времён войны. Например, гермозатворы, специальные системы дополнительной вентиляции, что позволяет укрыть какое-то количество горожан в случае угрозы», — рассказал Филипп.

Метро в это время было особенно приспособлено под нужды москвичей. «Делалась выгородка на станции, например, на станции „Красные ворота“. В половине вестибюля располагались служебные помещения, которыми могли воспользоваться горожане. Там находился медицинский пункт и рядом комната матери и ребёнка», — отметил эксперт.

Женщины и дети во время бомбардировки скрываются на станции метро «Маяковская». 1941 г.
Женщины и дети во время бомбардировки скрываются на станции метро «Маяковская». 1941 г. Фото: РИА Новости/ Аркадий Шайхет

Подземная библиотека и сцена для артистов

Говорят, на одной из станций Московского метрополитена, рядом с Библиотекой имени Ленина, разместился даже пункт выдачи книг. Существовали и станции с совсем уж необычным функционалом. «На станции „Маяковская“, например, была открыта специальная зона, где проводились торжественные выступления. 6 ноября 1941 года, по случаю годовщины Октябрьской революции, там давали концерт для Верховного главнокомандующего и ряда высокопоставленных руководителей Советского Союза», — отметил эксперт.

Строительство метрополитена активно шло и в годы войны. «Строилась зелёная ветка метро. Она продолжалась станциями «Новокузнецкая», «Павелецкая», «Автозаводская».

«В метромост на Смоленке попал снаряд, поэтому на долгое время была заморожена часть синей ветки. Из-за этого позже возникло удвоение станций „Арбатская“ и „Смоленская“, — рассказывает Филипп Смирнов. — Также интересный факт: мозаичные панно для станции „Павелецкая“, которые были изготовлены в Ленинграде, доставили в Москву по легендарной Дороге жизни».

Поделитесь этой статьей
Комментариев нет