Как он стал кассовым актером, где сначала снимался и многое другое.
Быстрый, брутальный, харизматичный и некогда долго недооцененный актер теперь зарабатывает больше, чем Бен Аффлек и Дензел Вашингтон, и он заслуживает каждого цента.
Последний фильм Джейсона Стэйтема «Пчеловод» представляет собой классический триллер-боевик. О чем картина? Если кратко, то это картина о мести, где актер злится, мало говорит и засоряет экран трупами всех тех, кто был достаточно глуп, решив сразиться с ним.
В сюжете главный герой, Адам Клэй, который занимается разведением пчел, вступает в противостояние с картелем кибермошенников, выманивающих у пожилых дам деньги, в том числе и последнюю пенсию. Одна из них оказалась его соседкой, которая, оставшись без денег, покончила с собой. В общем, классика!
Его точный образ действий колеблется от роли к роли. Одновременно восхитительная и абсурдная киноработа режиссера Дэвида Эйера на фоне сцен с отрезанием пальцев и раздавливанием спецназовцев в шахтах лифтов является единственным на сегодняшний день фильмом, в котором брутальный актер сознательно вывел из строя смертельно опасного противника, швырнув ему в голову банку с медом, а затем спокойно поджег его. Неужели мед горит?! Судя по всему, мы что-то не знали.
«Кто ты, черт возьми, Винни-Пух?» — спрашивает агент ФБР, крутая реплика на фоне выражения лица невеселого лица персонажа Адама Клэя, который спокойно отвечает: «Я просто держу пчел». Он во всех смыслах пчеловод, а также бывший спецназовец, подписавший кровную клятву «защищать улей».
Постеры из фильма «Пчеловод» (2024)
И этот безумный коктейль из пчелиной темы и постоянной бойни на экране достаточно странен и по всей логике не имел шансов сработать. Но кинокартина стрельнула в прокате. Да еще как! До нынешнего превосходства «Дюны: Часть вторая» «Пчеловоду» удалось занять первое место в качестве мирового хита № 1 в 2024 году, заработав в прокате более 150 миллионов долларов по всему миру. Кстати, эта цифра очень удивила аналитиков, учитывая, что лента вышла с минимальным ажиотажем и рекламой. Плюс премьера была во вторую неделю января.
Джейсон Стэйтем в фильме «Мег 2: Бездна»
За фильм актер получил колоссальную зарплату в 25 миллионов долларов. Добавьте сюда гонорары за участие в «Форсаже 10», «Неудержимых 4» и в «Мег 2: Бездна». Это позволило звезде войти в десятку самых высокооплачиваемых голливудских актеров 2023 года, по версии Forbes. Его доход в 42 миллиона долларов немного ниже, чем у Марго Робби или Тома Круза, но выше, чем у Дензела Вашингтона и Бена Аффлека.
Актерская карьера 56-летнего парня к настоящему времени легко превзошла достижения Брюса Уиллиса. Как же он это сделал? Его короткая прическа и щетина с самого начала стала настоящим кинобрендом, как в свое время лысина Брюса Уиллиса.
Да, на заре его успеха, в «Эффекте колибри» (2013) и «Последнем рубеже» (2013), зрители могли увидеть Джейсона с растрепанной прической, но в уже в последующем он был представлен уже со своей коронной короткой стрижкой, который стал полной противоположностью изначального образа.
Джейсон Стэйтем в фильме «Эффект колибри» (2013)
Джейсон Стэйтем в фильме Гая Ричи «Револьвер»
Да, есть в его карьере работы, которые нарушили его амплуа. Например, одна из его худших за всю актерскую историю — роль в «Револьвере» Гая Ричи (2005). Несомненно, в этой картине есть много интересных и необычных идей, выходящих за рамки его антуража, но вот черный парик на голове главного героя мгновенно стал неким антитотетом в его внешнем виде, сделав его персонажа каким-то вычурным. И это просто было неправильно.
Кстати, есть в его карьере еще один малоизвестный и малобюджетный фильм — «Лондон» (2005, как видите, не лучший для него выдался год), где он предстал перед зрителем с иной прической. Тут его образ портит ужасный парик, который не идет ему точно так же, как не шли волосы Брюсу Уиллису в «Шестом чувстве».
Несмотря на то, что участие Стэйтема в съемках «Форсажа 7» в 2013 году принесло ему баснословный гонорар, за всю свою карьеру он снялся в паре десятков прибыльных фильмов, которые принесли ему славу, успех и деньги. Так что говорить о том, что именно франшиза «Форсаж» дала толчок к его успеху на Олимп кино, неправильно. Актер всегда дисциплинирован и в курсе, что его внешность и стиль игры — это его личный бренд.
К настоящему моменту Джейсон, его менеджеры и киносоздатели осознают, что его слава зависит от того, насколько надежно он выглядит на экране и насколько прост сюжет и сценарий. Ведь его имидж и его роли приучили зрителя, что в картинах, в которых снимается он, всё предельно просто, но брутально. Кстати, по этой причине в названии фильмов с его участием киноделы стараются использовать меньше слов, в идеале — только одно.
Вот примеры: «Перевозчик» (2002), «Механик» (2011), «Шпион» (2015). Последний — «Пчеловод» (2024). Почти все его киногерои обладают различными навыками (в том числе он круто умеет драться), и они отлично всё делают с минимумом суеты и словоблудия.
Стэйтем не очень любит давать интервью, но время от времени кинокартины нуждались в его помощи для рекламы и раскрутки. Одна из них — «Эффект колибри». Еще была криминальная драма-боевик «Паркер» (2013). Во время таких рекламных интервью актер рассказывал о своих планах в карьере, а также о самих кинолентах. Правда, эти фильмы такая реклама не спасла. Как говорил актер, нельзя открыть суши-ресторан, а затем добавить в меню тосты с сыром и гамбургеры и быть успешным японским рестораном.
Актер в «Смертельной гонке»
Кстати, Джейсон еще с подросткового возраста мечтал стал каскадером, и поэтому уже в начале своей актерской карьеры начал уделять своей физической форме немалую роль, а также изучал новые трюки. Например, чтобы подготовиться к «Смертельной гонке» (2008), он сбросил 6% своего веса. Но еще до того, как он стал актером, он занимал 12-е место среди лучших (своего возраста) прыгунов в воду с трамплина в мире. Он даже рассчитывал попасть на Олимпийские игры, но ему так и не удалось войти в состав участников.
В его списке желаний есть одна мечта, в которой он признался в интервью журналу Men’s: слететь с горы в специальном костюме-крыле (вингсьют), совершив на огромной скорости полет рядом со скалами. И что-то нам подсказывает, что рано или поздно он ее осуществит.
Что делает Стэйтема суперприбыльным актером? По мнению критиков, его секрет — в строгом подходе к своим героям, которых он хоть и не делает слишком серьезными, но и не выставляет их перед зрителями в таком амплуа, чтобы над ними можно было смеяться. В кадре у него всегда бесстрастное, брутальное лицо, говорящее о его серьезности и крепком духе. По сравнению с тем же Дуэйном Джонсоном из «Форсажа», который постоянно хвастается своими мышцами, переигрывает на камеру так, что уже в середине фильма своими амбициями он начинает надоедать, Джейсон всё делает в меру, сохраняя свое хладнокровие.
В «Перевозчике»
И да, яркость — это не его хлеб с маслом. Особенно в начале его голливудской карьеры. Но если вы покажете ему музыкальный клип на песню «Erasure» — Run to the Sun (1994), в котором актер, намазанный серебряной краской, вращался в «Часах мира» на Александерплац в Берлине, или еще более захватывающие странные кадры, где Стэйтем, обмазанный маслом, танцует в леопардовых трусах (клип «The Shamen» — Comin’ On), он спокойно и иронично кинет несколько шуток на этот счет, не застеснявшись этих работ в начале своего творческого пути.
Джейсон Стэйтем в клипе «Erasure» — Run to the Sun
Актер в клипе «The Shamen» — Comin’ On
А вот в видеоклипе группы Beautiful South на песню «Dream a Little Dream», написанную в качестве саундтрека к фильму «Французский поцелуй» (1995), Стэйтем появился на пару секунд в уже привычном нам брутальном мужском образе (смотрите момент на 1:21).
Джейсон Стэйтем в клипе Beautiful South «Dream a Little Dream»
Кстати, его самоирония, навыки пародийности в сочетании с брутальной серьезностью позволили ему неплохо сыграть в «Шпионе» (2015) и «Форсаже 8» (2017). Именно в этих картинах уже все зрители поняли, что нет разницы между смешным и пародийным и грозным/серьезным Джейсоном.
Конечно, его игра в «Адреналине» (2006) — его самая наглая эксплуататорская авантюра и буйный культовый успех. Эта работа позволила ему яростно заткнуть всех его критиков. Но у него идеальный инстинкт не переусердствовать, даже когда фильмы становятся сверхуспешными.
В фильме «Адреналин»
Он знает, когда нужно вовремя остановиться. Жаль, что на данный момент актер исключил возможность сыграть Джеймса Бонда. «Никто не сунется ко мне с этой работой», — сказал он репортерам на премьере фильма «Мег» в Лос-Анджелесе. Как видите, его хладнокровие гораздо смешнее, а его поведение менее агрессивно-дерзкое, чем когда-либо было у его адреналинового героя Дэниела Крейга.
Вы не поверите, но до своего становления актер чем только не занимался: он даже торговал поддельными китайскими часами на углах лондонских улиц, как делал его отец.
Но настал день, когда его заметил режиссер Гай Ричи. Он его приметил на презентации одежды бренда French Connection, где Стэйтем был моделью. И, кстати, это был более удачный день для кинодела, чем для Джейсона. За дебют в фильме «Карты, деньги, два ствола» (1998) последний получил всего 5000 фунтов стерлингов, а за «Большой куш» (2000) гонорар составил 15000 фунтов.
«Карты, деньги, два ствола»
В этих картинах он сыграл так убедительно, проницательно, а главное харизматично, что стал, по сути, центром этих киноработ, в результате к нему начали стекаться продюсеры со всех сторон. Так, к нему вышел с предложением легендарный Люк Бессон, предложив ему главную роль в «Перевозчике», где Джейсон блестяще воплотил свой лаконичный и изящный образ. Секрет прост: быстрая езда, много драк, правильные трюки, погоня и не слишком много диалогов.
Насчет трюков у него свои особые взгляды: в прошлом он не раз заявлял, что каскадерская работа должна и просто обязана быть в особой категории премии «Оскар», для того чтобы киноиндустрия и зрители могли отдельно аплодировать стоя одним из самых трудолюбивых парней и девушек в этой сфере кино.
Также актер не раз критиковал большую зависимость современного кинематографа от компьютерной графики, намекая на вселенную Marvel, чьи фильмы практически на 80% состоят из цифровых спецэффектов.
Он, как и Том Круз, там, где это возможно, привык (и любит) делать всё сам: например, в «Адреналине» Стейтем на самом деле зависает на вертолете над Лос-Анджелесом на высоте 600 метров (сцена в конце фильма). Вот кадр из этой сцены:
Кадр из фильма «Адреналин»
Кстати, в фильме «Сотовый» (2004) Стэйтем реально привязывает ремнем Ким Бейсингер, причем не предупредив ее заранее об этом, потому что перед съемкой сцены она сказала, что недостаточно напугана. Вот эта сцена:
Вполне возможно, что именно его скрытый самоконтроль в кадре без хвастовства и придал карьере такую долговечность. Да, он не питает иллюзий относительно меняющейся развлекательной ценности фильмов, в которых он снимается, и он слишком джентльмен, чтобы отказываться от определенных сценариев. У него есть свои любимцы, свой актерский взгляд на современное кино, и он знает, где и у кого сниматься, а когда лучше отказаться. А поэтому не бедствует. Помимо кино, он разумно инвестирует свои деньги, получая прибыль. Сегодня его собственный капитал превышает 90 млн долларов.
Джейсон со своей девушкой Роузи Хантингтон-Уайтли
Чем же он занимается в перерывах между своей предпринимательской и актерской деятельностью? В 2016 году он обручился с моделью из Британии Роузи Хантингтон-Уайтли. В одном из интервью актер сказал, что, когда нечего делать, они с ней напиваются и плавают в бассейне. У них двое детей, но официально они не расписывались.
Вот такой вот Джейсон Стэйтем, который может нырять, прыгая с высоты, кикбоксить, делать всё, что называется джиу-джитсу, быть сдержанно сексуальным, ездить на безумно опасных скоростях, хорошо двигаться, отлично играть в футбол, танцевать в штанах и без, как профессионал, шутить, острить, ругаться и многое другое. Как видите, его портфолио многогранно и противоречиво. И главное — никому, и тем более ему, это еще не надоело.
Обложка: кадр из фильмов: «Пчеловод», «Форсаж 7» и «Карты, деньги, два ствола»
38 фильмов с Дуэйном Джонсоном («Скалой») — актером, который влюбил в себя миллионы
84 цитаты Киану Ривза о жизни — актера, который «принял правильную таблетку»
Больше на Онлайн журнал sololaki
Subscribe to get the latest posts sent to your email.