F-35 получил широкую известность уникальным соотношением космической цены и низкой технической готовности, отмечает военный обозреватель Sololaki Александр Хроленко.
На американской авиабазе Эйлсон (штат Аляска), расположенной вблизи Северного полярного круга, после полудня 28 января истребитель F-35A вертикально спикировал на взлетно-посадочную полосу и взорвался. Причина крушения неизвестна. Летчик успел катапультироваться и доставлен в военный госпиталь.
Базы ВВС США на Аляске вблизи границ России имеют стратегическое значение, предназначены для «проекции силы» в Арктике и Северо-Восточной Азии. В Эйлсоне постоянно базируются 54 самолета F-35A Lightning II. Эти «молнии» часто проводят учения с 24 истребителями F-22 Raptor с объединенной базы Элмендорф-Ричардсон.
Аляска считается местом самой высокой концентрации самолетов пятого поколения в мире. Выдающаяся боевая эффективность «арктического крыла» F-35 неочевидна. Высокие широты особенно требовательны к высоким технологиям, и здесь лидирует Россия – «стратеги» Ту-160 безусловно доминируют над пространством Северного Ледовитого океана.
Ранее сбой в ПО «летающего компьютера» F-35 стал причиной крушения на авиабазе Хилл (штат Юта). В разных обстоятельствах «молнии» падали на авиабазах Форт-Уэрт (штат Техас) и Эглин (штат Флорида), неподалеку от баз Чарльстон и Бофорт (штат Южная Каролина), а также в Японское и Средиземное моря.
Не падали пока в Балтийское, однако четыре голландских истребителя F-35A в январе начали патрулирование в рамках натовской бессрочной операции Baltic Sentry. Поэтому вероятно продолжение серии морских катастроф.
Технологический кошмар от F-35 включает более 800 конструктивных недостатков, «сырое» программное обеспечение, абсолютную непредсказуемость в полете. «Молнии» неразлучны с высокой аварийностью и другими проблемами безопасности.
Даже в условиях небоевой эксплуатации F-35 способен развалиться на сверхзвуковой скорости, поразить себя из пушки, выйти из строя от удара природной молнии, маниакально разбиться при посадке (главная фишка).
Американский парадокс
Умная кабина «молнии» перенасыщена дисплеями и прочими «бесполезными» передовыми функциями, которые не гарантируют бесперебойную подачу кислорода летчику.
Американские специалисты отмечают: без надежного программного обеспечения проект F-35 представляет собой «украшение газона стоимостью в триллион долларов». Действительно, лишь треть из 600 «молний» в составе ВВС США полностью готовы к решению боевых задач. Остальные истребители F-35 простаивают в ожидании запчастей, обновления ПО и прочего умопомрачительного по стоимости сервиса.
Американцы надеются к 2030 году избавить F-35 от большинства технических и программных «косяков», однако продвинутая конфигурация истребителя – TR-3 от компании Lockheed Martin – запаздывает уже на два года. Самая современная на сегодня версия F-35 Block 4 по боевым характеристикам заметно уступает «невидимкам» пятого поколения России и Китая – Су-57 и J-20.
Модернизированный F-35 способен нести в отсеках уже не четыре, а шесть управляемых ракет AIM-120. Китайский J-20 – восемь аналогичных ракет. Российский Су-57 – десять ракет.
Кроме того, что Су-57 – единственный в мире самолет пятого поколения с успешным боевым опытом, в его арсенале имеются новейшие ракеты большой дальности, которыми ранее вооружали исключительно самолеты стратегической авиации Ту-160 и Ту-95МС. Скорость, скрытность и возможность применения гиперзвуковых ракет «воздух – воздух» Р-37М дальностью до 400 км делает Су-57 совершенно недосягаемым для других самолетов пятого поколения.
Представители Lockheed Martin еще пять лет назад обещали превратить F-35 в истребитель шестого поколения, но чуда не произошло. До сего дня F-35 Lightning II не достиг и технологических параметров пятого поколения. Бесконечные модернизации не могут изменить подмоченной репутации американской «молнии».
При достижении скорости 1 Маха истребитель F-35 теряет свойства «невидимости» для радаров, то есть скрытность и внезапность. Поэтому его крейсерская скорость – 850 км/час. Боевой радиус – 1000 км, потолок – 18000 м. Боевая нагрузка – 9 тонн. «Молнии» необходим новый, более мощный двигатель, которого нет. Впрочем, и со старым двигателем при достижении сверхзвуковой скорости трескается корпус, отваливается «стелс»-покрытие или хвостовое оперение.
Серия аварий и катастроф сопровождает F-35 во всех странах Запада и Востока.
Надежность и эффективность самолета – не главное. Американцам необходимы многочисленные союзники-камикадзе одноразового применения. Концепция F-35: нанести удар по противнику прежде, чем он сможет обнаружить «невидимку». Дальнейшее выживание/возвращение на базу «гегемона» не волнует.
Все «молнии» в странах Европы и Азии объединены в единую мировую сеть под контролем Пентагона, могут получить тактические ядерные боеприпасы и опции нанесения глубоких ударов по объектам на территории России, Китая, Ирана, КНДР, любой другой страны. И на украинском ТВД мы наблюдаем методичную отработку таких ударов в беспилотном пока режиме.
Безусловно, технологические недостатки и многочисленные катастрофы навязываемого союзникам США истребителя F-35 – не главная угроза покупателям «американских парадоксов».
Подписывайтесь на канал военного обозревателя Александра Хроленко в Telegram https://t.me/AKhrolenko
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Больше на Онлайн журнал sololaki
Subscribe to get the latest posts sent to your email.