Составлен список китайских марок, которые могут уйти с российского рынка.
Российский автомобильный рынок несколько лет назад захватили китайские компании: если до 2022 года они десятилетиями потихоньку отвоевывали долю, то после ухода европейских, японских и корейских марок практически одномоментно заняли доминирующее положение. Однако теперь многие из них могут покинуть нашу страну, и дело вовсе не в политике. Какие автобренды рассматривают уход с рынка и почему? Сейчас разберемся.
Не все гладко в китайском королевстве
На самом деле эта проблема стала очевидна не сегодня и даже не вчера. В начале февраля мы сообщили, что в России могут закрыться дилерские центры некоторых марок из КНР. И к тому моменту проблема уже вызрела, а к текущему времени лишь усугубилась на фоне существенного падения продаж новых авто.
Сокращение потребительской активности и острая конкуренция негативно сказываются на продажах всех брендов. Но загвоздка еще и в том, что россияне все чаще стали выбирать китайские машины лишь нескольких известных марок. В итоге спрос на остальные сокращается еще заметнее, пишет «Коммерсантъ».
На самом деле тенденция к разделению всех китайских автобрендов на «правильные» и «остальные» наметилась достаточно давно. Пока снобы, привыкшие к европейским и японским машинам, категорически отвергают возможность покупки автомобиля из КНР как факт, а также гребут всех китайских производителей под одну гребенку, автоэкспертам и простым автомобилистам уже давно очевидно, что качество автомобилей существенно различается от бренда к бренду.
В массовом сегменте (то есть если оставить в стороне премиум и люкс) лидерами являются Geely, Haval и Chery (плюс ее многочисленные суббренды). Именно на них и приходится львиная часть продаж. Остальным же остаются крохи со стола.

Кто же уйдет с российского рынка
В ассоциации «Российские автомобильные дилеры» считают, что в ближайшее время нашу страну могут покинуть около десятка китайских марок. Среди наиболее вероятных претендентов на выбывание называются Oting, Kaiyi, SWM, Livan, VGV, MG и Haima.
По данным исследования «Газпромбанк Автолизинга» и «АвтоБизнесРевю», в первом квартале 2025 года закрылось 213 шоурумов китайских брендов, что в 3,2 раза больше прошлогоднего показателя. Количество открытий сократилось вдвое — до 124. Общее число салонов китайских марок с начала года сократилось на 87, до 2,7 тысячи.

Хуже всего ситуация у Bestune (FAW), который потерял 26 автосалонов, и Kaiyi — минус 20 шоурумов. Дилеры спешат избавиться от представительства марок, которые не генерируют прибыль. Нередко такие автосалоны приносят лишь убытки. Экономика содержания одного шоурума такова, что при продаже пяти–семи автомобилей в месяц (такова статистика по некоторым дилерским центрам непопулярных китайских марок) не покрываются даже базовые издержки, предприниматели теряют деньги.
Исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов заявил, что на текущий момент бизнес не спешит принимать участие в тендерах на дилерство китайских марок, тогда как раньше интерес проявляли многие участники.

Однако некоторые марки могут не сразу уходить из нашей страны, несмотря на низкие продажи. Они пытаются сохранить имидж, оправдать инвестиции, избежать ответственности перед автодилерами. Или же наивно надеются на рост продаж в перспективе.
С 1 мая взлетит утильсбор в России: спешить ли с покупкой авто?