Обязательно к просмотру!
На «Кинопоиске» завершился сериал «Камбэк», в котором подростки помогают бомжу с амнезией вернуть себя настоящего. В главных ролях — Александр Петров и целая вереница молодых и перспективных актеров. Кинообозреватель Sport24 Елизавета Казакова досмотрела первый сезон и поделилась яркими эмоциями.
«Камбэк» (сериал, 2025)
Жанр: драма, триллер
Шоураннер: Илья Куликов
Режиссер: Динар Гарипов
Актеры: Александр Петров, Алексей Чадов, Василиса Коростышевская, Илларион Маров, Хетаг Хинчагов, Григорий Столбов, Андрей Дудников и другие.
Где смотреть: Кинопоиск
Пока одни в октябре подсчитывали миллиардные сборы «Алисы в стране чудес» и пылко жаловались, что «у нас снимать не умеют», другие тихо смотрели «Камбэк» — и с каждым новым эпизодом убеждались в обратном. Потратив последние нервные клетки на финал, мне стало до боли обидно, что такой мощный, честный и эмоционально сокрушительный сериал не выстрелил в медиапространстве. Эту историю про бомжа с амнезией и четверых самоотверженных подростков, пропитанную духом начала 2000-х и маленькими личными трагедиями, должен увидеть каждый.
Завязка невольно напоминает знаменитую передачу «Жди меня», где отчаявшиеся люди воссоединялись с пропавшими родственниками под слезы и аплодисменты студии. Бездомный по кличке Компот (Александр Петров) так бы и копался в мусорках в подворотнях Нижнего Новгорода, если бы однажды не спас компашку подростков от местных гопников. В благодарность Даша (Василиса Коростышевская), Олег (Григорий Столбов), Юра (Илларион Маров) и Птаха (Хетаг Хинчагов) решают помочь потерявшему память бомжу найти его дом, родных или хотя бы бледный след прошлого. И если бы это происходило в рамках той самой передачи, все закончилось бы крепкими объятиями и радостными криками детей. Но прошлое Компота — та самая дверь, которая должна была оставаться закрытой. Да и сам «Камбэк» оказался совсем о другом — о дружбе и взрослении.

Детективная составляющая уже в первых сериях скромно уходит на второй план. Потрепанный, бородатый Александр Петров, чей грустный щенячий взгляд заставляет сердце сжиматься от жалости, отдал большую часть экранного времени молодому поколению. Случайное знакомство с Компотом становится своеобразным катализатором их внутренних драм. Если на переменах ребята хохочут над глупыми шутками Птахи и обсуждают поход в кино на «Ван Хельсинга» с Хью Джекманом, то по возвращению домой каждый из них попадает в персональный филиал ада.
За закрытыми дверями в тесных хрущевках их ждут родители с зависимостями, тюремным прошлым или патологической тягой контролировать каждый шаг. Бойкая Даша отчаянно пытается вытащить маму из запойного водоворота, в который та попала из-за несбывшейся мечты стать актрисой. Пока девочка страдает от материнского безразличия, Олег, наоборот, тонет в удушающей опеке, переходящей все личные границы. Он жаждет заниматься музыкой и признаться в любви Даше, а мать запирает сыночку-корзиночку в комнате «ради безопасности». Юра был бы не против получить крошечную дозу родительского тепла — никакие компьютеры не заменят поход на футбольный матч всей семьей. А Птахе много не надо: всего лишь кроссовок без дырок, карманных денег и полной семьи. Он до смерти боится гнева отца, недавно вышедшего из тюрьмы, и еще сильнее — вновь его потерять. Сценаристам аплодирую стоя: каждой линии удалось вывернуть меня наизнанку и морально стереть в пыль.

Герои «Камбэка» — самые живые и реалистичные портреты подростков, которые мне доводилось видеть в российских сериалах за последнее время. В них легко разглядеть одноклассников и приятелей из далекого прошлого. Или самих себя, если заглянуть чуть глубже. Это не просто сериал про пресловутую ностальгию по нулевым. Он клещами вытягивает на поверхность давно забытые ощущения, запахи, страхи и радости той эпохи — и воспроизводит их с удивительной точностью. Последние серии я смотрела с глазами на мокром месте, даже не подозревая, что сериал способен так зацепить за самые потаенные струны души.
Атмосфера 2000-х здесь не декоративный фантик, как в недавней бутафорской «Москва слезам не верит» Жоры Крыжовникова. Дух эпохи проявляется в случайных фразах, предметах, порой мелькнувших в кадре, в аляпистом окружении. Нижний Новогород, как и многие провинциальные городки, в 2004 году еще не вылез из тени 90-х, поэтому перелом ощущается буквально в каждой детали. Уже не такой беспредел и хаос, что был десятью годами ранее, но темщики на черных BMW все еще собирают дань с рынков, а люди с завидным упорством пытаются начать «новую» жизнь с понедельника. В отличие от прошлого десятилетия даже в темных квартирах травмированных детей пробиваются робкие ростки надежды на счастливое будущее.

Единственная сюжетная линия, которая ощутимо уступает остальным, — главная. В какой-то момент следить за расследованием и попытками выяснить историю Компота становится попросту неинтересно. То ли Петров слишком увлекся образом молчаливого и потерянного бомжа, то ли сценаристы не смогли убедительно выстроить мотивацию героя, но все время казалось, что Компоту самому плевать на свое прошлое. А если ему все равно, то почему зритель должен переживать? Флэшбеки с военным прошлым и боевыми навыками героя сразу дали понять, что дело пахнет криминалом и мокрухой, а настоящая личность Компота оказалась предсказуемой. Даже хорошо, что этой линии отвели всего пятую часть хронометража.
Последний эпизод держит в напряжении до последнего кадра, буквально вынуждая вжиматься в кресло. Но общая развязка получилась слегка сумбурной и слишком резкой на фоне спокойного, меланхоличного ритма всего сериала. Некоторые вопросы так и остались нерешенными, в частности, арки Птахи и Юры оборвались на полуслове. Финальный кадр практически напрямую намекает на продолжение. Но, если честно, очень не хочется видеть, как этот сильный, цельный проект станет жертвой проклятия второго сезона.
