Космическая монополия. Без «драконов» Маска США к звездам не полетят?

Минимальное чтение

Конфликт между президентом США Дональдом Трампом и бизнесменом Илоном Маском вышел на космический уровень. Последний даже пригрозил остановить эксплуатацию космического корабля Dragon. Впрочем, затем взял свое заявление назад.

Космический маршрут

Выход Маска из команды Трампа на фоне несогласия с экономическими планами президента получился бурным. Хозяин Белого дома в ответ на фронду бизнесмена пообещал лишить фирмы Маска контрактов и субсидий ради экономии бюджета.

После этого и прозвучали слова о Dragon. В НАСА на это несколько философски заявили, что продолжат выполнять космическую программу США. Но на фоне происходящего встал вопрос — а насколько Америка зависима от детища Илона Маска?

Закат «шаттлов»

1 февраля 2003 года американский космический корабль многоразового использования «Колумбия» потерпел катастрофу, разрушившись в плотных слоях атмосферы. Жертвами крушения стали семь астронавтов.

Эта трагедия, ставшая второй в истории программы «Спейс шаттл», фактически поставила в ней точку. Проект, разработка которого началась еще в 1970-х, планировался как система быстрой и дешевой доставки грузов и астронавтов на орбиту. К началу 2000-х стало окончательно ясно, что он себя не оправдал.

Вся власть частникам!

Последний полет по программе «Спейс шаттл» состоялся в июле 2011 года.

В 2005 году была анонсирована программа НАСА Commercial Orbital Transportation Services (COTS), в рамках которой обеспечение доставки грузов и астронавтов на околоземную орбиту передавалось в руки частных компаний. На время разработки новых средств доставки вся тяжесть снабжения МКС и отправки экипажей легла на Россию.

Лидером частной гонки за космос в США стала компания Илона Маска SpaceX, разработавшая ракету-носитель Falcon 9 и космический корабль Dragon, сначала в грузовой, а затем в пилотируемой версиях.

Время «драконов»

Первый испытательный полет Dragon состоялся в 2010 году, а с осени 2012-го началась его коммерческая эксплуатация для доставки грузов на Международную космическую станцию.

В 2020 году состоялась миссия SpaceX DM-2 — первый пилотируемый полет на МКС корабля фирмы Илона Маска в экипажной версии.

К настоящему времени SpaceX осуществила 18 пилотируемых запусков, как в рамках контракта с НАСА, так и в рамках частных коммерческих соглашений.

В 2022 году НАСА заключило с Маском новый контракт, добавив дополнительно еще пять пилотируемых миссий до 2030 года. Стоимость соглашения составила 1,4 млрд долларов.

Оглушительный провал «Боинга»

Изначально предполагалось, что в рамках частной инициативы НАСА получит корабли нескольких компаний, однако на сегодняшний день SpaceX значительно опережает конкурентов.

Boeing CST-100 Starliner, альтернатива Dragon, свой первый пилотируемый полет к МКС совершил с очень большим опозданием от первоначальных планов, только в июне 2024 года.

Но и здесь случился конфуз — из-за неполадок двигательной системы экипаж в составе Барии Уилмора и Суниты Уильямс возвращаться на борту этого корабля не рискнули. Вместо нескольких дней астронавты провели на МКС свыше 286 суток, а вернулись домой в рамках полета SpaceX Crew-9 — то есть, на корабле фирмы Илона Маска. Больше того, Дональд Трамп лично обращался к бизнесмену с просьбой помочь в возвращении Уилмора и Уильямс домой.

Монополист

Данная история продемонстрировала настолько явные преимущества кораблей компании SpaceX в надежности, что говорить о какой-то конкуренции с Boeing даже неловко.

Таким образом, можно констатировать, что к лету 2025 году вся пилотируемая программа США держится на Илоне Маске. Правда, на фоне конфликта бизнесмена с Трампом в Соединенных Штатах уже зазвучали голоса, призывающие просто национализировать SpaceX. Но такое возможно только в том случае, если стороны полностью сожгут мосты. Судя по реакции Маска, забравшего слова о выводе космического корабля из эксплуатации назад, до этого пока дело не дошло.

Поделитесь этой статьей
Комментариев нет