Куда ты, тропинка. Чем стал фильм «Я шагаю по Москве» для его создателей

Минимальное чтение

В начале 1960-х Георгий Данелия еще не наработал себе солидную репутацию. У него в активе имелось две ленты — причем «Сережу» он делал вместе с Игорем Таланкиным, а «Путь к причалу» был все же не хитом всесоюзного масштаба. Поэтому он и вспоминал в мемуарах, что тогда ему заворачивали одну заявку за другой. Заявку на фильм про Москву и москвичей тоже поначалу завернули, но по стандартной для того времени причине. Дело в том, что сценарист Геннадий Шпаликов считался в какой-то степени неблагонадежным — еще продолжалась история с фильмом Марлена Хуциева «Застава Ильича», сдача которого растянулась на несколько лет (он выйдет лишь в 1965-м). Но Данелия уже тогда обладал пробивным характером — он добрался до Госкино и пообещал, что уже в этой ленте никаких «фиг в кармане» не будет. Картину запустили в работу.

«Вы случайно не Иваном Сусаниным работаете?»

Сейчас «Я шагаю по Москве» воспринимается совсем иначе, чем в 1964-м. Тогда Данелия показывал современную ему Москву и современных ему москвичей — а зрители, особенно столичные, легко узнавали те или иные локации. Красная площадь, по которой ездят двадцать первые «Волги», ГУМ, который еще был относительно обычным универсальным магазином, станции и поезда метро, на которых тысячи людей каждый день ездили на работу и обратно. Даже главные герои легко могли быть настоящими жителями Советского Союза — начинающий писатель Володя, который пишет без отрыва от производства, призывник Саша, переживающий, что не успеет жениться до отправки в армию. И даже метростроевец Коля тоже был вполне обычным — вместе со своим желанием хоть немного поспать между ночными сменами.

«Раз копаем, значит, надо. Понял?!»

Данелия собрал в свой фильм совсем молодых актеров. Евгений Стеблов (Саша) учился на втором курсе Щукинского театрального училища, и чтобы получить для него разрешения на съемки, режиссеру пришлось провернуть хитрую комбинацию с привлечением Сергея Бондарчука — ректор «Щуки» Борис Захава тогда как раз снимался в «Войне и мире», где играл Кутузова. Ирина Мирошниченко (сестра Коли) на съемки разрешения решила не спрашивать — и едва не была отчислена. Алексей Локтев (Володя) уже получил диплом и работал в театре, да и Галина Польских училась во ВГИКе, где у студентов были совсем другие отношения с кино.

А Никите Михалкову (Коле) тогда было всего 18 лет, и он только задумывался о своей дальнейшей карьере. Именно с ним была связана забавная история, которую Данелия рассказал в своей книге «Безбилетный пассажир». По воспоминаниям режиссера, Михалкова на главную роль предложил Шпаликов, который дружил с его братом — молодым режиссером Андреем (тогда он называл себя Андроном) Кончаловским. Данелия сомневался — он помнил того подростком, но при встрече оказалось, что Михалков заметно вырос и вполне мог сыграть рабочего-метростроевца. Вот только вскоре после начала съемок юный актер внезапно потребовал ставку в 25 рублей в день — столько тогда получали артисты со статусом «молодая звезда». Своим решением Данелия назначить начинающему Михалкову новую ставку не мог, ее нужно было пробивать в Госкино, чего ему делать категорически не хотелось.

Кадр из фильма «Я шагаю по Москве», 1963 г.

Он позвал Михалкова на разговор, выяснил, что тот завидует Локтеву и Польских, которые получали по 16 рублей (начинающие, но с опытом)… И попросил ассистента по актерам вызвать артиста, который пробовался на роль раньше.

«— Кого? — занервничал Никита.
— Никита, какая тебе разница — кого. Ты же у нас уже не снимаешься!
— Но вы меня пять дней снимали. Вам все придется переснимать!
— Это уже не твоя забота. Иди, мешаешь работать…
— И что, меня вы больше не снимаете?!
— Нет».

Закончилось все признанием Михалкова, что попросить повышенный гонорар уже после начала съемок его научил брат: мол, он сказал, что раз уже неделю меня снимали, то выхода нет!

Насколько эта история правдива — неизвестно. Михалков ее никогда не подтверждал, а Данелия описал много позже описываемых событий — его книга вышла через тридцать с лишним лет после премьеры «Я шагаю по Москве». Впрочем, и тогда он посчитал нужным заключить: «Дальше работали дружно».

К этому коктейлю юных дарований Данелия добавил опытных актеров — Ирину Скобцеву, Владимира Басова, Ролана Быкова, — причем на небольшие роли, и получил то, что и стало настоящей «лирической комедией», как он обозвал жанр своей ленты во время сдачи. Наверное, с комедией он все же погорячился, но лирики в «Я шагаю по Москве» — хоть отбавляй.

«Молодой человек! Ты что кричишь?»

Пожалуй, для большинства актеров участие в этом фильме Данелии пошло впрок. Про Михалкова и говорить не стоит, о его достижениях знают, наверное, все жители постсоветского пространства, но именно на съемочной площадке этой картины он и решил пойти в кино. Стеблов, Мирошниченко и Польских тоже достигли заметных успехов — но даже с учетом этого «Я шагаю по Москве» занимают почетную строчку в их фильмографиях. Только у Локтева этот фильм остался самым громким, но он больше занимался своей театральной карьерой, снимаясь изредка и в небольших ролях.

Для самого Данелии этот фильм стал настоящим пропуском в большое кино. Конечно, у фильма не было даже потенциала хитовости из-за слишком дотошного воспроизводства жизни города, его и посмотрели за год лишь 20 млн зрителей. Но «Я шагаю по Москве» отправили представлять СССР на Каннский фестиваль, где критики посчитали его «советской новой волной» и сравнивали с тогдашним кинематографом Франции. После этого Данелия и начал выдавать раз в несколько лет фильмы, которые по большей части сейчас входят в золотой фонд советского кино.

Проезжая Красная площадь. Кадр из фильма «Я шагаю по Москве». 1963 г.
Проезжая Красная площадь. Кадр из фильма «Я шагаю по Москве». 1963 г.

Шпаликов свою репутацию поправил — не до конца, но все же. Сыграло свою роль и то, что именно он был автором слов заглавной песни (музыку написал композитор Андрей Петров, с которым Данелия потом долго и плодотворно сотрудничал) — эта легкая композиция очень быстро ушла в народ, а потом и вовсе стала неофициальным гимном столицы.

В 1966-м Шпаликов в качестве режиссера снял фильм «Долгая счастливая жизнь», но потом его карьера покатилась под откос. Виноват в этом был он сам — у него была алкогольная зависимость, он много пил, из-за этого расстался с женой. Квартиру он оставил семье, сам ночевал по друзьям знакомым, работы у него почти не было; в 1974-м жизнь Шпаликова трагически оборвалась. Его до сих пор вспоминают как сценариста «Я шагаю по Москве» и автора текста хороших песен, среди которых песня из фильма Данелии — одна из многих.


Больше на Онлайн журнал sololaki

Подпишитесь, чтобы получать последние записи по электронной почте.

Поделитесь этой статьей
Leave a Comment

Больше на Онлайн журнал sololaki

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Читать дальше