Машинист и просто красавица. Как женщины работают в московском метро

Минимальное чтение

Московский метрополитен, который в этом году отмечает 90-летие, — сложный и высокотехнологичный механизм. Об этом вряд ли задумываются те, кто ежедневно спускается в метро, а зря.

Ежедневно в подземке совершается около 8,2 млн поездок. Но сегодняшний рассказ – про ту часть её жизни, которую почти не видят пассажиры. Это тем более интересно, что в роли гида выступит девушка-машинист Медина Тракич.

Где ночуют поезда

Работа машиниста на линии начинается с медицинского осмотра: пульс, давление… Далее – приёмка поезда. Она ведётся в электродепо, в нашем случае – в депо Фили. Отсюда поезда уходят в рейс, сюда же возвращаются для отдыха, техосмотра и, если нужно, ремонта.

Стандартная процедура включает проверку дверей, тормозов, колёсных пар (для этого выдаются молоток и фонарь) и вообще всех систем, которые обеспечивают безопасность движения. Всё это машинист проделывает сам, как десантник перед прыжком сам складывает свой парашют. Только машинист, в отличие от десантника, отвечает не только за себя, но ещё и за пассажиров.

Кроме того, проверяется состояние вагонов: в них должно быть чисто, технологические отсеки под сиденьями – закрыты, огнетушители – заряжены.

Машинист Медина Тракич. Фото: АиФ/ Игорь Харинотов

Путь в профессию

«К различным средствам транспорта меня тянуло с детства, но связать с ними свою профессию как-то не получалось, — говорит Медина. – Всё началось с того, что я увидела объявление о наборе девушек на курсы машинистов метро. Подала документы, а потом засомневалась. Ещё раз перезвонила, чтобы уточнить, точно ли девушек берут водить поезда. В резюме надо было указать только фамилию и инициалы, а по моей фамилии (папа родом с Балкан) не поймёшь, это женский или мужской род. Оказалось, всё так».

Дело в том, что в начале истории Московского метрополитена женщин-машинистов было довольно много. Но в 1980-х годов медики сочли слишком вредными для их здоровья повышенную вибрацию в кабинах и слепящий свет фар встречных составов. Однако с появлением новых более комфортных и технологичных серий поездов запрет в 2020 году сняли. Не последнюю роль в этом сыграл мэр Сергей Собянин.

«Потом был строгий медицинский отбор, — продолжает Медина. – Острота зрения (единица на оба глаза) – это одно из основных требований к  машинисту, так что окулисты проверяли нас по полной программе. 

Машинист Медина Тракич.
Машинист Медина Тракич. Фото: АиФ/ Игорь Харинотов

Очень серьёзно была организована и психологическая проверка кандидатов. Тестировали на устойчивость к стрессу, на способность хорошо и быстро думать.  Ещё – основательно проверяли память, поскольку машинист должен быстро запомнить большие объемы информации, а некоторые инструкции вообще учить наизусть. Не с тем, ни с другим у меня проблем не было, до этого я закончила Институт геодезии и картографии, так что учиться умела».

И началось обучение в Корпоративном университете Транспортного комплекса. Сейчас оно занимает 4,5 месяца, раньше было дольше. Всё как в школе, только вместо азбуки и таблицы умножения – правила движения и технической эксплуатации поездов.

Машинисты разные бывают

На курсах машинистов студенты изучают всё оборудование, которое только есть в поезде: электрическое, механическое, пневматическое. Курс теории вождения объясняет, как «рулить поездом», хотя никакого руля в кабине поезда метро, естественно, нет. Есть контроллер – устройство, напоминающее автомобильную ручку КПП.

Кроме того, будущие машинисты должны знать, как  устроены линии метрополитена, а они гораздо сложнее, чем те, что нарисованы на схеме для пассажиров. Есть ещё соединительные ветки между линиями или депо, пункты ночного отстоя и техобслуживания, оборотные тупики…

Машинист Медина Тракич.
Машинист Медина Тракич. Фото: АиФ/ Игорь Харинотов

Теоретическая часть заканчивается сдачей экзаменов и получением допуска до практики в депо.

Первые выезды новоиспечённый машинист метро выполняет с машинистом-наставником. Только после сдачи очередного экзамена на право управления электроподвижным составом он допускается к самостоятельной работе. Но даже после этого первые месяцы проводит на маневровой работе.

Многие пассажиры метро наверняка замечали, что за несколько остановок до конечной или на самой конечной один машинист покидает кабину, а на его место садится другой. Устал, что ли? Нет, не устал, а уступил место маневровому машинисту. Его задача состоит в том, чтобы развернуть поезд на пути оборота и снова подать на станцию.

Детская железная дорога

«Филёвская линии метро, на которой я работаю, для московской подземки уникальна, — говорит Медина. –Только здесь можно встретить парные поездные бригады: машинист и помощник машиниста. Это связано с тем, что только на Филёвской осталась система сигнализации, которая требует присутствия в кабине второго человека. На других линиях вместо помощника работает автоматика. Из-за этого свою линию мы в шутку называем «детской железной дорогой».

Перед машинистом, сидящим в кресле, во время движения горит многофункциональный дисплей. Туда выводятся десятки показаний датчиков и систем каждого вагона. Также экран сообщает, где в данный момент находится состав и куда он следует.

Другой дисплей показывает изображение с видеокамер, расположенных слева и справа состава. Это для контроля закрытия дверей и обстановки на платформе. Если в них что-то попало (как правило, сумка или одежда пассажира, спешащего в вагон, как на последний пароход в Константинополь), система безопасности не позволит отправить поезд. Двери придётся открывать и снова закрывать. Машинист, конечно, доверяет автоматике, но обязан сам убедиться в том, что в дверях никого и ничего не зажало. В общем, граждане пассажиры, не препятствуйте закрыванию дверей!

С Новым годом!

Самая любимая станция Медины на линии – «Кутузовская». Мало того, что её платформа открытая и находится на возвышенности, так она ещё и изогнутая, что очень редко встречается в метро.

«А вообще, — продолжает девушка-машинист, — Самые яркие, светлые и добрые впечатления от работы меня у меня связаны с Новым годом, когда метро работает всю ночь с 31-го на 1-е. Пассажиры часто машут с платформы, особенно если замечают в кабине девушку. Улыбаться в ответ можно, отвлекаться от управления поездом – нет. Контролировать эмоции нас учат ещё при стажировке. Иногда в такие дни нас пытаются поздравить по связи пассажир-машинист. Это приятно, хотя и не по правилам. В такие моменты понимаешь, что работа в Новый Год – это не просто лишняя смена, но и приятные эмоции».

Машинист Медина Тракич.
Машинист Медина Тракич. Фото: АиФ/ Игорь Харинотов

Женская профессия

Сейчас в Московском метрополитене машинистами и их помощниками работают более 130 женщин, и их число постоянно растёт. Давно прошли те времена, когда к первым из них относились не то, чтобы с недоверием, а с некоторым удивлением. Впрочем, мужчины-машинисты и тогда встречали коллег радушно и во всём помогали.

«Теперь разницы вообще не ощущается, — говорит Медина Тракич. – Привыкли же в обществе к женщинам-водителям, женщинам-пилотам и даже космонавтам. Скидок на прекрасный пол в метро никто не делает, круг обязанностей у нас с мужчинами один и тот же. Даже форма почти одинаковая. Только женщинам разрешено носить шейный платок вместо галстука и юбку вместо брюк. Но это – по желанию. Форма машиниста, кстати, мне нравится. Она удобная, продуманная и красивая. Строгая, но изящная».

Сейчас Медина заочно учится в Российском университете транспорта, скоро станет магистром. Это пригодится для профессионального роста в метрополитене, с которым она намерена надолго связать свою жизнь. Ведь для того, чтобы стать хорошим руководителем, лучше пройти все ступеньки по должностной лестнице.

Поделитесь этой статьей
Комментариев нет