Поговорили обо всем.
Завершение лета в столице прошло ярко. На одной из площадок «Ночи Московского спорта» болельщики смогли вживую послушать Даниила Глейхенгауза, тренера и хореографа группы Этери Тутберидзе. Получилось насыщенно.
Обсудили предстоящий сезон, пятерные прыжки, летнюю Олимпиаду в Париже и мотивацию спортсменов. А также Даниил подробно рассказал о непростом процессе постановки программ. Записали для вас все самое интересное.
— Впервые участвуете в таком мероприятии или уже был опыт?
— В этом году — точно впервые. Немножко был занят — постановками, работой. Недавно выкладывал в соцсетях небольшое видео о том, как я провел лето. Провел я его, конечно же, на льду, за любимым делом. Мы с Этери Георгиевной поставили огромное количество новых программ. В скором времени вы их все увидите, сезон начался. Скоро контрольные прокаты у взрослых. У юниоров уже прошли, так что какие-то программы уже можно было увидеть, оценить или не оценить. Расскажите о ваших впечатлениях. В целом, у меня с летом свои отношения: у нас отпуск в мае, на этом мое лето заканчивается. Дальше — июнь и июль, самое сложное время. Это сборы, это постановки, это поиск образов и идей. Сейчас конец августа, и я вышел на улицу (смеется).
— Как оцените летнюю столицу?
— Обожаю Москву. Если есть возможность, очень приятно прогуляться по нашим чистым улицам. У нас огромное количество открытых площадок, вкусных ресторанов. Москва — ван лав.
— Сколько программ поставили этим летом и есть ли какой-то рекорд у вас в группе?
— Вообще Этери Георгиевна ведет в блокнотике таблицу, где ставит плюсики напротив фамилий спортсменов, которым поставили программы. Плюс за короткую и плюс за произвольную. Точно не считал, но абсолютно не рекорд. Были года, когда ставили намного больше программ. В этом году сил хватало, идей и музык тоже.
— Идеи ищутся во время сезона или даете мозгу отдохнуть, например, в мае?
— Процесс постановки идет весь год, в любое время суток. Скорее, как только я заканчиваю все постановки, стараюсь какое-то время не слушать музыку в машине. Еду и наслаждаюсь тишиной. Нет такого, что я круглый год ищу что-то целенаправленно. Я уже настолько к этому привык… Едешь в машине — или по радио услышишь, или специально отслушиваешь альбомы исполнителей. Идешь в кино расслабиться и получить удовольствие — услышал музыку, сразу же в «Shazam». Весь год я в этом процессе. Это здорово, не жалуюсь.
— Многие считают, что программу поставили — и на этом все заканчивается. А впереди сезон, идет работа над постановкой.
— Это даже работает так. Вечером закончили постановку, нам с Этери Георгиевной все понравилось. Приходим на утреннюю тренировку и думаем: «Что это вообще такое? Где все то, что нам вчера понравилось?» Поэтому не работает так, что поставил программу — и больше никогда ее не видел и не отрабатывал со спортсменом каждое движение.
В любом случае, что-то прикатывается, затирается. Каждый спортсмен уникален в том, чтобы подстроить программу под себя, убрав все оттуда, по его мнению, ненужное, лишнее и неудобное. За этим надо следить. Если пускать на самотек, то от программы останется процентов 30.
— Какие бывают оправдания у спортсменов, когда убирают удобное? Почему?
— У нас уже немного другой уровень общения. Мы все знаем причины, не надо друг у друга спрашивать. Это сложно и неудобно. Например, ты умеешь прыгать с такого захода и не хочешь делать заход, с которого не получается. Тем более когда становится программа, первые попытки все собрать даются очень тяжело и физически, и в голове. Собрать воедино даже три-четыре элемента с абсолютно новой хореографией и новыми связками — это долгий труд. Поэтому спортсмен пытается найти лазейки и адаптировать под себя, чтобы просто доехать до конца. Мы стараемся сделать программу максимально сложной и насыщенной, мест для отдыха оставляем очень мало. Но поэтому мы много над ними работаем, чтобы спортсмен на соревнованиях уже был уверен в своих силах.
— Впереди сезон. С какими ощущениями идете? Есть ли волнение?
— Волнение всегда появляется в момент соревнований, когда спортсмен выходит на лед. Заранее не могу сказать. Здесь речь идет о том, чтобы, так как сезон не международный, находить внутренние силы, чтобы поднимать в спортсмене заинтересованность. Чтобы он хотел развивать себя, новые образы в программах помогали двигаться дальше. Для нас самих очень важно не опускать планку, чтобы мы не могли себе позволить опуститься ниже того уровня, который демонстрировали многие годы.
У нас нет проблем с мотивацией. Мы мотивируем еще и наших спортсменов, потому что каждая тренировка должна делать тебя лучше. Если ты выложился на максимум, то в любом случае сделал маленький шаг к повышению своих навыков. Это не говорит о том, что нужно сделать большое количество прыжков или прокатов. На какой-то тренировке можешь уделить время элементам, на какой-то — скольжению, программе. А когда-нибудь можешь повращаться целый час и поискать новые позиции. Сейчас очень многое поменялось в правилах, особенно во вращениях. Поэтому много времени было потрачено на разбор изменений в правилах и поиск новых позиций, чтобы все вращения остались 4-го уровня, но при этом быстрые и на хорошие плюсы.
От сезона я жду чистого катания наших спортсменов. Мне будет интересно посмотреть реакцию зрителей на некоторые программы, потому что раньше я никогда не использовал в соревновательных постановках русские слова. Сейчас две программы будут в сезоне, в которых вы услышите русский текст. Мне было интересно впервые с этим работать. Посмотрим, как это будет воспринято после контрольных прокатов.
— Увлекаешься ли, как болельщик, другими видами спорта? Футбол, хоккей, может быть?
— Конечно, я спортивный человек. Слежу не за всеми, но за многими видами спорта. Именно как болельщик, то, наверное, футбольный фанат. Стараюсь постоянно смотреть матчи, есть любимые команды в каждой стране. В Испании это «Реал Мадрид», Англия — «Ливерпуль», Германия — «Боруссия Дортмунд». С Италией посложнее, но, наверное, «Ювентус». Россия… (Даниил громко вздыхает, все смеются) Отец с детства меня приучал болеть за «Спартак», поэтому назову его. Но это сложно.
— А хоккей?
— Хоккей — близкий к нам вид спорта, поэтому не смотрю. Слежу, но не так, как за футболом. Когда дело доходит до финальной стадии КХЛ или НХЛ, включаю и слежу за матчами.
— Как заставить себя, когда не хочется? Что говорите себе?
— У меня секрет простой. Бывает и физическая усталость, и моральная. Даже когда тяжело встать с кровати и пойти на работу, я все равно всегда вспоминаю, почему это делаю. Потому что люблю фигурное катание, свою работу. Мне в этом плане повезло: я знаю, что очень важно — именно любить то, чем занимаешься. Чтобы проводить такое количество времени на работе и посвящать свою жизнь, дело надо любить. Совет простой: любите то, что вы делаете — тогда будет легче.
Затем слово дали болельщикам. Зрители по очереди подходили к микрофону и задавали свои вопросы.
— У вас много спортсменов, много программ. Есть ли время, когда можете полностью отключиться от работы и вообще не думать о постановках и фигурном катании?
— Таких моментов немного. Наверное, буквально две недели в году. Но и то, даже лежа на пляже, берешь наушники и что-то слушаешь для программ. Каждый вечер стараешься отключиться — до того момента, пока не зазвонит телефон, чтобы обсудить что-то с Этери Георгиевной или Сергеем Викторовичем. Можно посмотреть сериал, сходить в кино. За ужином стараешься не думать о фигурном катании, а насладиться едой и общением. Можно находить свободное время. Но бывает такое, что не думаешь, расслабляешься, отдыхаешь — и вдруг тебя осенило. Какой-то образ, идея или трек услышал. Это такой кайф: «О, я знаю, что сейчас с этим сделаю! Будет классно». Возвращаешься, и сразу настроение другое. Ни на что не жалуюсь.
— Что должно произойти, чтобы поменяли программу топ-спортсмену в середине соревновательного сезона?
— Я так понимаю, отсылка к олимпийскому сезону? Это один из случаев, когда уже был на соревнованиях в Будапеште с Аней Щербаковой и Майей Хромых. После короткой или после тренировки — точно не помню — ехал в автобусе и наткнулся на этот трек (Dangerous Affairs — олимпийская короткая Щербаковой). Он мне очень понравился. Начал придумывать идею — со струнами, с душой, мы потом об этом рассказывали. Подумал, что это программа на следующий сезон. Но так случилось, и, думаю, мы не зря поменяли короткую в середине сезона. Это сыграло, помогло Ане, помню наши разговоры на эту тему.
Бывает, что все с программой хорошо, спортсмену нравится, вместе выбрали музыку, хореографию, какие-то новые штучки. Но не пошло — не легло и не создало ту атмосферу. В любом случае, я считаю, что как бы классно ни смотрелась программа во время постановки, запоминающейся она становится во время проката на соревнованиях при полном зале. Ответственный момент и, дай бог, чистый прокат — огромные эмоции, зрители. Именно такие прокаты мы и пересматриваем: победные прокаты, олимпийские. В том случае мне как будто не хватило соединения спортсмена со зрителями и судьями. Поэтому решили поменять короткую в середине сезона.
— На днях прошло шоу Алины Загитовой в Казани. Смотрели ли шоу?
— Шоу Алины еще не смотрел целиком, но видел отрывки. Цельную картину пока не видел. От всей души поздравляю ее, что сделала такой большой проект, сама участвовала со всех сторон в постановке. Одно дело — кататься на льду, что она умеет всю свою жизнь. А организаторские моменты, костюмы, музыка, свет, декорации, постановка — это огромный процесс. Знаю, что она не спала, трудилась. Только низкий ей поклон за это и благодарность.
— От кого чаще исходит инициатива насчет музыки — от спортсменов или от вас? Есть ли идеи, которые еще не нашли воплощения на льду?
— Мы всегда с Этери Георгиевной просим предлагать музыку и идеи. Но не всегда это сбывается. Слава богу, мы приходим подготовленные. Если мы задаем этот вопрос, а спортсмен отвечает: «Медленное/быстрое. Романтичное/веселое» — в общем, не погружаясь в историю. Поэтому мы сами предлагаем музыку и идею, стараемся приходить с 2-3 треками на выбор, обсуждаем. Иногда часа полтора мерзнем в коньках, потому что не можем прийти к решению. А оно созревает из той музыки, которую мы сегодня не обсуждали. Но это творческий процесс, так и должно быть.
Думаю, у меня еще 5-7 вариантов музыки и 2-3 готовые идеи, которые еще не воплотил. Просто жду подходящего момента, и вы все увидите, правда.
После завершения встречи Глейхенгауз также ответил на несколько вопросов от журналистов.
— Как настроение в преддверии сезона?
— Да отличное. Когда закончили с постановками и не нужно по 8 часов быть на льду, уезжаю чуть-чуть пораньше с работы. Сил много, поэтому с хорошим настроением в новый сезон.
— Многие спортсмены выбрали саундтрек из «Дюны» для программ. Как относитесь к таким совпадениям?
— Это ожидаемо, что многие выбирают «Дюну». Фильм произвел фурор, саундтрек отличный. Я не сильно переживаю, что у кого‑то еще, помимо Пети Гуменника, будет «Дюна» в короткой программе. Уверен, что то, как я нарезал музыку и соединил некоторые отрывки друг с другом, не будет ни у кого другого.
— Вы сказали, что следите за спортом. Олимпиаду удалось посмотреть?
— Я за Олимпиадой следил, но частично. Посмотрел спортивную гимнастику, немного тенниса. В силу того, что нужно было искать трансляции, и много времени уходило на работу, это была первая Олимпиада, которую я так мало смотрел.
— Открытие смотрели? Может, какие-то фишки хореографические подсмотрели?
— В открытии был красивый момент с флагом, в остальном — не мое. Не все понравилось.
— Илья Авербух, например, ставил масштабные мероприятия. Не хотели бы расширить поле деятельности?
— В будущем — с огромным удовольствием. Конечно же, хочется всегда развиваться и от постановок одному человеку идти дальше, в шоу. Может, что-то не связанное с коньками. Стараюсь придумывать сценарии и так далее. Возможно, для шоу, но пока в процессе. Сейчас все свободное время у меня отнимает тренерская деятельность, но я нахожу моменты подумать о чем-то глобальном. Когда-нибудь получится что-то большее, чем я сейчас занимаюсь.
— Когда смотрели Олимпиаду, задумывались — будут наши фигуристы выступать или не будут? Или вообще не вспоминаете о международных стартах?
— Надежда умирает последней. Надежда есть, очень хочется. Спортсмены не заслуживают того, что сейчас с ними происходит. Конечно, им очень тяжело это воспринимать. Буквально предыдущее поколение, на кого они равнялись в этом возрасте, вовсю выступали на международных стартах. Выигрывали чемпионаты мира и Европы, кто-то даже Олимпиаду. У них такой возможности нет.
Это не говорит о том, что они бы точно их выиграли. Вопрос в том, что хотелось бы иметь эту возможность выступать на международном уровне, показывать тот уровень катания, которым они обладают. Ждем решения — от нас ничего не зависит. Если дадут возможность выступить на Олимпиаде одному спортсмену, то выступит тот, кто отберется. Мое мнение — если такую возможность дадут, нужно ехать и показывать, что ты из себя представляешь.
— В это межсезонье несколько одиночниц сменили спортивное гражданство — Софья Самоделкина, Софья Титова. Вы в своей группе такой вариант допускаете, если ничего не будет меняться?
— Как видите, на данный момент этого не происходит. Все возможно, мы никому ничего не запрещаем. Все равно это должно идти от спортсмена и его родителей. Это их жизнь, их решения. Ты можешь его поддержать или не поддержать, но заставить это сделать не можешь.
У нас пока об этом разговоров не было. Как видите, все наши спортсмены идут в сезон, чтобы выступить на чемпионате России.
— Есть информация, что Майя Хромых не идет в сезон и завершает карьеру. Можете рассказать, чего ждать?
— Мы не говорили о том, что она заканчивает. Она сказала, что пока берет паузу, потому что у нее побаливает спина. Ей тяжело даются многие вещи, которые необходимы, не всегда это связано с прыжками. Многим девочкам из-за проблем со спиной с возрастом сложно даются бильман, кольца. У всех разные проблемы.
Майя сейчас отдыхает от этого. При этом она находится с нами в общении, на катке, занимается тренерской деятельностью.
— В чем заключается ее помощь?
— Она будет работать с совсем маленькими детьми.
— Хотелось бы, что пятерной прыжок первым исполнил кто-то из вашей группы?
— Честно говоря, я пока не уверен в том, что это будет так же, как с четверными. Как и четверной аксель Ильи Малинина, это что-то невероятное. Если к четверному акселю придут все и будут прыгать его, тогда я, скорее, удивлюсь.
Что касается пятерных, не вижу возможности делать его постоянно в программе. В целом, это совсем куда-то далеко. Возможно, я просто отстал и пятерные в какой-то момент нужно будет прыгать. Мы пока никому не предлагаем пятерной, даже на удочке не пробовали.
— Оказавшись перед Томасом Бахом, что вы ему скажете, чтобы убедить вернуть россиян на Олимпиаду?
— Это спортсмены, которые посвятили с 4 лет всю свою жизнь спорту. Они всегда мечтали стать олимпийскими чемпионами или хотя бы представлять страну на Олимпиаде. Мне кажется, несмотря ни на что, это неправильно — не давать им такой возможности.
— В этом сезоне начинает полноценно действовать возрастной ценз. Ощутили ли изменения в подготовке спортсменов? Может быть, в мотивации юных девочек, которым приходится долго кататься по юниорам?
— С мотивацией, в любом случае, спортсменам тяжелее, чем тренерам. У нас тренерская карьера долгая. У нас уже были Олимпиады и, надеюсь, еще будут. А спортсменам, у которых вся жизнь в маленьком промежутке, хочется выигрывать чемпионаты России, а потом ехать на чемпионаты Европы и мира. Конечно, им тяжело справляться с тем, что они не могут показать свой уровень и свои умения международным судьям и зрителям, участвовать в борьбе за медали.
Не могу сказать, что это глобальная проблема и никто ничего не хочет делать. Нет, это все в меру, в разговорах между собой. Мы всегда поддерживаем наших спортсменов. Я уже говорил, что сейчас такой период. Надо искать не то чтобы плюсы, но просто возможность поработать над чем-то. Возможно, где-то не форсировать и готовиться поспокойнее к соревнованиями. Учить новые вещи и развиваться в программах, во вращениях. Поэтому посмотрим.
— Алиса Двоеглазова будет на взрослых прокатах?
— Алиса выступала на юниорских прокатах, потому в этом году выступает по юниорам. На взрослых прокатах, как и на чемпионате России, ее не будет — она не имеет права из-за возраста.
Больше на Онлайн журнал sololaki
Subscribe to get the latest posts sent to your email.