Закон «О такси» нужно подкорректировать «хирургическим путем», упростив некоторые требования, которые в нем содержатся, заявил aif.ru глава Объединения самозанятых России Игорь Жмакин. Причем не только в отношении полисов, судя по коллективному письму в адрес руководства Минтранса.
Без страха и полиса
По данным Национального союза страховщиков ответственности, на данный момент полисы ОСГОП имеются примерно у 257 тыс. такси в стране. Довольно скромный показатель, учитывая, что всего по России бегает более 600 тысяч таксомоторов. А заключить договор ОСГОП они должны были почти полтора месяца назад — до 1 ноября.
При этом, как считают страховщики, такси — это вид перевозок с высоким риском, так как они попадают в аварии в пять раз чаще, чем другие легковые авто. К тому же затраты, по их мнению, не столь уж и высокие.
«Полис ОСГОП для таксиста стоит около 3,5 тыс. рублей в год, и это для перевозчика не является сколь-нибудь существенной нагрузкой на фоне дохода водителей такси и таксопарков. — считает глава Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев. — Для пассажира же такой полис стоит около 50 копеек за поездку, тогда как сумма выплат за вред здоровью может достигать 2 млн рублей».
Отсутствие такой страховки — серьезный фактор риска для пассажира, который может обернуться целым рядом проблем в случае ДТП, отмечают эксперты.
«Пассажиру придется самостоятельно нести все расходы на лечение и реабилитацию, — поясняет доцент кафедры мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Плеханова Венера Шайдуллина. — При этом взыскать компенсацию с виновника без страховки — сложная и часто невыполнимая задача».
Как поясняет юрист Алла Георгиева, по закону такая страховка должна быть у перевозчика обязательно — будь то юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или самозанятый.
«И если страховой случай происходит, то граждане по ней могут получать довольно значительные выплаты, — уточняет она. — Да, отсутствие полиса наказуемо большими штрафами, но и расходы по ним для автопарков тоже большие, поэтому некоторые компании часто пытаются рассчитывать на „авось“ или применяют другие схемы».
По словам Георгиевой, в ее практике был случай, когда женщина попала в ДТП в такси и никакой выплаты не получила.
«В том числе потому, что у перевозчика было две ООО: „белая“ — для положительной отчетности, и „серая“ — на которую шли все штрафы», — рассказала она.
При этом растет риск и для обычных водителей, имеющих несчастье попасть в аварию с участием такси без страхового полиса.
«По закону страховые выплаты всегда производит компания лица, виновного в ДТП, — продолжает юрист Георгиева. — И если в данном случае таксист без полиса, то ни о какой страховке речь идти не может — все придется решать в судебном порядке».
Но проблема заключается в том, что от ответственности таким таксистам уйти несложно, а вот пострадавшим в такой ситуации не позавидуешь. Им придется тщательно собирать доказательную базу, а потом ждать решения суда. Все это долго и не всегда перспективно, потому что может оказаться, что у виновника и взять-то по документам нечего.
Законная брешь
В свою очередь, сами таксисты винят в происходящем 580-ФЗ «О такси». В нем содержится много требований, выполнить которые им зачастую довольно сложно.
«Проблема в том, что получить полис ОСГОП могут лишь водители, имеющие разрешение, — поясняет глава организации самозанятых Жмаков. — А получить его они не спешат, потому что не могут выполнить требования закона».
По его словам, сейчас все работает следующим образом. Допустим, водитель получил в региональном минтрансе разрешение, внесен в реестр перевозчиков, получил эту самую страховку и повез пассажира. Боже упаси, но бывает, что происходит страховой случай и пассажир получает вред жизни и здоровью.
«Что в этом случае делает страховая компания — выплачивает сумму ущерба пассажиру, — говорит Жмаков. — Но потом она же начинает проводить детальный „разбор полетов“, в ходе которого узнает, проходил ли водитель предрейсовые медицинский и технический осмотры».
А если их негде проходить, то и отметок в путевом листе у него нет. В итоге страховая компания всю выплаченную пассажиру сумму будет требовать с водителя. То есть никакой разницы — что есть у водителя полис ОСГОП, что нет — результат одинаковый.
Миллион уходит в тень
Между тем, как отмечают самозанятые водители, ситуация в сфере такси сегодня близка к критической, и дело совсем не в полисах. Из-за невыполнимых требований, содержащихся в законе, в этом году, как считают представители отрасли, более миллиона водителей ушли в нелегальный бизнес и стали «бомбилами».
«Проблема в том, что от водителей требуется ежедневное прохождение предрейсового технического осмотра, — уточняет Жмаков. — Но инфраструктуры для этого, особенно в регионах, где нет таксопарков, практически нет и не будет».
Выход самозанятые видят в том, чтобы Минтранс совместно с водителями, агрегаторами и депутатами проработал возможность создания чек-листа проверки технического состояния автомобиля. В котором можно было бы фиксировать исправную работу всех сигналов и приборов, отсутствие разбитых фар и фонарей и так далее.
«Встал утром — показал автомобиль со всех сторон, сфотографировал габаритные огни и другие необходимые детали и загрузил через приложение, — пояснил глава организации. — С другой стороны, можно усилить ответственность водителя, который выехал в рейс на заведомо неисправном автомобиле».
И если причиной ДТП с пострадавшими стала именно техническая неисправность, это должно, по словам Жмакова, становиться отягчающим обстоятельством при привлечении его к ответственности.
Больше на Онлайн журнал sololaki
Subscribe to get the latest posts sent to your email.