Каждый актер мечтает о роли, которая его прославит, и каждый же актер часто оказывается перед выбором — согласиться на предложение сняться в том или ином фильме или же предпочесть что-то другое. И любопытно, что от этого выбора часто зависит и судьба самой картины — с другим актером в главной роли она может получиться совсем иной, возможно, не столь популярной. Но и судьба актера тоже зависит от его интуиции — иначе можно лишиться тех ролей, которые гарантируют успех и известность. И не всегда эта интуиция срабатывает так, как надо.
Олег Стриженов — князь Болконский, «Война и мир»
В начале 1960-х Стриженов был одним из самых востребованных и популярных актеров советского кино. У него уже были сыграны роли в «Оводе», «Мексиканце», «Сорок первом» и «Хождении за три моря». Он одинаково хорошо играл и отрицательных, и положительных героев, а ещё Стриженов хорошо знал себе цену — рассказывали, что у него даже было что-то вроде райдера, которых для советских актеров как бы и не существовало. По одной из версий, именно понимание им своей популярности и привело к конфликту с Сергеем Бондарчуком, который тогда готовился снимать экранизацию «Войны и мира». Дело в том, что Стриженов нацеливался на роль князя Андрея Болконского, но режиссер пригласил его на пробы не сразу; актер всё же пришел, пробы прошел великолепно, был утвержден на роль… И отказался работать на проекте, сославшись на то, что не готов уделить ему несколько лет. Скандал, судя по всему, был страшный. Стриженова уговаривали все, вплоть до министра культуры Фурцевой — но он стоял на своём: «Не хочу!» В итоге Болконского в эпопее сыграл Вячеслав Тихонов, а вот как повлиял этот отказ на карьеру самого Стриженова — неизвестно. Он продолжал активно сниматься вплоть до середины семидесятых, да и потом без работы не сидел, хотя уже в нулевые появлялся на экранах считанное число раз. Скончался актер 9 февраля, на 96-м году жизни.
Юрий Никулин — Бунша/Грозный, «Иван Васильевич меняет профессию»
Никулин работал с Леонидом Гайдаем с самой первой его комедии — правда, в составе комического трио с Георгием Вициным и Евгением Моргуновым. Но от услуг Труса, Балбеса и Бывалого режиссер отказался после «Кавказской пленницы», а вот Никулина взял на главную роль в «Бриллиантовую руку». И сценарий комедии про то, как поменялись местами управдом Бунша и царь Иван Грозный, Гайдай тоже задумывал под популярного клоуна и актера — именно он должен был сыграть сразу две роли в экранизации пьесы Михаила Булгакова. Но Никулин отказался — по одной версии, потому что собирался с цирком на зарубежные гастроли, по другой — потому что не рискнул связываться с творчеством Булгакова, который в начале 1970-х ещё не был до конца разрешен. В итоге эти роли достались Юрию Яковлеву — и, пожалуй, сейчас сложно представить другого Буншу и другого царя Грозного. Кстати, из-за отказа Никулина не был приглашен на роль вора Милославского Андрей Миронов, который в паре с Яковлевым выглядел не так ярко; этого персонажа сыграл Леонид Куравлев.
Евгений Герасимов — Шарапов, «Место встречи изменить нельзя»
К концу 1970-х Герасимов был уже опытным и востребованным актером — он снимался с середины 60-х, сыграл полтора десятка ролей, но среди них не было прорывных. А потом ему одновременно предложили две роли в двух проектах, одним из которых был фильм Станислава Говорухина по роману братьев Вайнеров. Герасимов подумал — и отказался, предпочтя военную драму Михаила Пташука «Время выбрало нас». Выбор был сделан, судя по всему, из чувства долга — у Пташука актер уже начал сниматься, и подводить съемочную группу не хотел. Но потом Герасимов не раз сожалел, что не сыграл Шарапова, хотя за роль во «Времени…» он получил премию Ленинского комсомола.
Маргарита Терехова — Катерина, «Москва слезам не верит»
Идея Владимира Меньшова снять фильм по сценарию Валентина Черных особого восторга у коллег не вызвала — мол, начинающий режиссер (у него в активе был только подростковый «Розыгрыш») снимает очередную мелодраму, которых и так девать некуда. Поэтому и отношение многих звезд было понятным. Маргариту Терехову на роль Катерины Меньшов пригласил первой, но ей и сценарий не понравился, и героиня; она отказалась, сославшись на «предложение поинтереснее». Что это было за предложение, сейчас сказать сложно, но в 1980-м у Тереховой были главные роли сразу в нескольких фильмах, а самым громким из них оказалась «Благочестивая Марта» Яна Фрида, которая, впрочем, не смогла повторить успех «Собаки на сене». А вот «Москва слезам не верит» оказалась настоящим хитом — 84,4 млн зрителей за год и выигранный «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Впрочем, сейчас вряд ли можно представить Катерину в исполнении Тереховой, а не Веры Алентовой. Кстати, ещё одной отказавшейся от этой роли актрисой стала Ирина Купченко, но она громких заявлений не делала.
Анастасия Вертинская — Мэри Поппинс, «Мэри Поппинс, до свидания!»
Режиссёр Леонид Квинихидзе считался одним из лучших мастеров музыкальных фильмов — на его счету были «Соломенная шляпка», «Небесные ласточки», «31 июня». На главную роль в новом фильме по мотивам произведений британской писательницы Памелы Трэверс он сразу пригласил Анастасию Вертинскую — дочь известного певца и очень популярную актрису, ещё в юности сыгравшую в «Алых парусах» и в «Человеке-амфибии». Она согласилась, но по каким-то причинам ей вскоре всё перестало нравиться — начиная от сценария и героини до музыки и песен, написанных Максимом Дунаевским. Работать в такой обстановке было невозможно, так что Квинихидзе и Вертинская расстались, очень недовольные друг другом. Начались поиски новой исполнительницы роли Мэри Поппинс — и тогда Дунаевский предложил режиссеру попробовать свою тогдашнюю супругу, актрису Наталью Андрейченко. Опыта у Андрейченко тогда было поменьше, чем у Вертинской, но она успела отметиться фильмами «Сибириада» и «Военно-полевой роман», а заодно выполнила пожелание режиссера и сильно похудела за считанные недели. Сейчас именно эта Мэри Поппинс считается канонической у любителей советского кино, ну а какой она была бы в исполнении Вертинский — неизвестно. Возможно, такой же, как и Маргарита в фильме Юрия Кары десять лет спустя.
Больше на Онлайн журнал sololaki
Subscribe to get the latest posts sent to your email.