Два провала под трамвайными путями в Краснодаре, сгоревший автобус в Перми, обрывы проводов на Невском проспекте Петербурга, а значит, пробки и часы ожидания — это всё обычные события одной недели жизни общественного транспорта в городах страны.
«Взбесившийся» травмвай
«А если туда целый вагон с людьми провалится?» — жители Краснодара остро реагируют на участившиеся ЧП с трамваями. Менее чем за неделю в городе дважды останавливали движение составов, потому что под рельсами осыпается земля, образуя огромные ямы. Один из крупных микрорайонов города фактически оказался изолированным.
Причина всему — коммунальный коллектор, выработавший свой ресурс ещё 30 (!) лет назад. Постоянные утечки размывают грунт под трамвайным полотном. Коммунальщики уверены, что без полной замены труб не обойтись.
Состояние дорожной инфраструктуры влияет не только на работу транспорта, но и на его износ. Понятно, что даже новый автобус, регулярно отправляющийся в рейс по ухабам, очень скоро придёт в негодность. Это в том числе и привело к тому, что от 40 до 50% существующего в России парка требует замены. В некоторых городах цифра достигает и 90%. Как, например, в Кемерове, где минувшим летом случилась страшная авария.
«Взбесившийся» трамвай, как болид, на огромной скорости мчался по рельсам, а когда вошёл в поворот, из отваливавшихся дверей на дорогу словно горох посыпались пассажиры. Троих из них позднее в тяжёлом состоянии доставили в больницу. Один человек погиб. Около 140 человек были признаны пострадавшими.
«У трамвая отказали тормоза, и он влетел в вагон, шедший впереди. Столько переломанных! Девушку-водителя достали с раздробленной ногой. Эх, был бы стоп-кран…» — рассказывали «АиФ» свидетели. По обвинению в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, был арестован директор электротранспортной компании. Ему грозит лишение свободы сроком до 6 лет. Между тем жители Кемерова продолжают жаловаться на плохую работу трамваев: в вагонах случаются возгорания, они сходят с рельсов и попадают в ДТП.
В Перми тоже трамваи регулярно сходят с маршрута — по одной из версий, из-за состояния самих рельсов. А вот почему свалился с моста и сгорел полный пассажиров городской автобус, пока неясно.
На остановке — 1 час 20 минут
После громких ЧП чаще начинают звучать заявления о том, что местным властям надо уделять больше внимания безопасности пассажирских перевозок. Некоторые руководители сами проявляют инициативу. К примеру, первое, что сделал недавно назначенный врио губернатора Ростовской области Юрий Слюсарь, — проехал в автобусе до родного для него «Роствертола», где работали его отец и он сам. Написав об этом на своей страничке в соцсети, Слюсарь получил почти 2 тыс. комментариев. Оказывается, пишут пассажиры, в Семикаракорске с населением 20 тыс. человек вовсе нет регулярного общественного транспорта, в Новочеркасске все автобусы в руках одного частника, который не платит зарплату водителям, в Гукове и Сальске тоже «всё печально». Раскритиковали жители состояние городского транспорта и в самом Ростове-на-Дону. Через считаные дни министр транспорта региона был арестован… Правда, обвиняют его в незаконном хранении оружия.
А вот попытка проехать на общественном транспорте депутата Заксобрания Нижегородской области Татьяны Гриневич оказалась менее удачной. Она 1 час 20 минут прождала на остановке автобус в Балахне, чтобы уехать в Нижний Новгород (города разделяют примерно 40 километров). Об этом депутат написала в соцсети. В комментариях люди подтвердили, что «поймать» автобус очень сложно.
«Мне 74 года, я не помню такого безобразия с транспортом», — пишет нижегородка Нина Р. Другие призывают звонить на «прямую линию» главы государства — как в последнюю инстанцию.
Некому крутить баранку
Ну а как ситуации измениться, если в регионе на одном из крупнейших предприятий-перевозчиков сейчас открыты 700 вакансий? Мало того что транспорт изношен, так и некому его водить. На кадровый голод указывают и в соседней Самарской области.
«В Тольятти сейчас существенно увеличена зарплата водителей автобусов, благодаря чему мы смогли принять на работу 70 водителей, всего же число вакансий этим летом достигало 300, — говорит председатель профсоюза транспортников Тольятти Анатолий Елисеев. — Теперь дело за обновлением подвижного состава. В этом году в АТП поступило 4 автобуса. Это, конечно, капля в море, но на будущий год закупки продолжатся».
Мало кто жалуется на дискомфорт, на отсутствие обогрева или кондиционера, на медлительность, на нелогичность маршрутов, на пробки. Большинству важны хотя бы регулярность и соблюдение графика. Есть ли свет в конце тоннеля? Есть. К примеру, в Омске в 2018 году износ транспорта был выше 90%. А сейчас он опустился до 43%. Кстати. Половину —под замену. В России примерно 160 тыс. единиц общественного транспорта. Около половины требует замены. С 2020 года в российские регионы по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» поступило 12,6 тыс. единиц новых автобусов, троллейбусов, трамваев и электробусов, причём более 50% — в 2024 году.
Мнение: не более 45 минут на дорогу
— Более 70% жителей городов регулярно пользуются общественным транспортом, и местные власти должны постоянно работать над тем, как увеличить скорость движения и улучшить сервис поездки.
И заниматься надо не только подвижным составом, но и инфраструктурой: создавать выделенные полосы движения, обособлять пути и т. п., — говорит петербургский урбанист Даниил Воронин. — Принято считать, что эта сфера дотационно-убыточна, но это не так. Да, её субсидируют, но ведь она приносит пользу — рабочие места, налоги в бюджет.
Кстати, хочу напомнить, что комфортное время поездки — 45 минут, после чего наступает «транспортная усталость». То есть учитель на урок уже приедет на нервах, врач на операцию — тоже. Работа транспорта прямо влияет на производительность труда и качество жизни. Улица Московская в Краснодаре была парализована провалом под трамвайными путями 27 ноября (на фото). Аварию устранили, однако 2 декабря случился ещё один провал. Кемерово, 6 июня. Один человек погиб, более 140 пострадали. Пермь, 28 ноября. Пока неясно, почему автобус скатился под мост и выгорел. Пострадали трое.
Больше на Онлайн журнал sololaki
Subscribe to get the latest posts sent to your email.