Скандал вокруг турагентства «Геометрия» стал темой для сюжета на телеканале РЕН ТВ. От компании пострадали уже как минимум 11 человек – именно столько собралось в чате. Они возмущены, что менеджер фирмы, которой они платили за туры, отказалась оформлять явку с повинной в полиции. И это не единственный сигнал о проблемных компаниях – буквально накануне в редакцию прислали еще один телесюжет. Мы разбирались, кто виноват в «падеже» турагентств и что можно сделать.
Один из клиентов «Геометрии», оставшийся без отдыха, оценил общую сумму задолженности в 5 млн руб. Сейчас в чате пострадавших 11 человек. Туристы в разное время бронировали у менеджера агентства Дианы Радович туры за границу. Но, как выяснилось, та не переводила деньги, полученные от клиентов, туроператорам. Туры в результате не состоялись, а возвращать деньги Диана не торопится.
4 декабря обманутые туристы пришли в офис агентства вместе со съемочной группой телеканала РЕН ТВ. Они застали Диану Радович на рабочем месте, но она объявила, что с 20 октября не является сотрудником «Геометрии», а отвечает на звонки исключительно для связи с теми, перед кем у фирмы остались невыполненные обязательства. При этом среди потерпевших есть человек, купивший у нее тур уже в ноябре.
«Почему вы не забронировали нам тур?» – задали вопрос Диане. «Да, я получила деньги, потом я отдала это дело кому-то другому, и что-то пошло не так».
При этом менеджер не отказывается сделать возврат, она уверяет, что вернет деньги всем клиентам в период с 16 по 31 декабря. Мама Дианы якобы продает квартиру, чтобы рассчитаться с долгами. «Но мы в это не верим, – говорит туристка. – К тому же выяснилось, что директор “Геометрии” – это и есть ее мама».
В сюжете РЕН ТВ показали, что менеджер согласилась пойти в полицию и оформить явку с повинной, но у дверей отделения отказалась от этой идеи. Адвокат по телефону посоветовал воспользоваться правом не свидетельствовать против самой себя (ст. 51 1. Конституции РФ). Туристы написали коллективное заявление в полицию, статус ему пока не присвоен.
Редакция попыталась связаться с менеджером Дианой Радович, на момент подготовки этого материала она не ответила.
Еще один сюжет на аналогичную тему выпустил телеканал 78.ru. Действие происходит в Санкт-Петербурге. Турагентство «Винтаж» не отправило на отдых более 70 человек, сумму долга не называют. Гендиректор Ольга Жигарёва не отрицает, что должна туристам деньги, но когда их вернет – не говорит. Недовольные клиенты обратились в полицию и подали иски в суд.
И это не единичные случаи, в этом году уже было несколько похожих скандалов. Не выполнили обязательства перед туристами «Лайф Тревел» в Люберцах и «Лига путешествий» в Москве.
Среди таких турагентств встречаются достаточно известные в отрасли, отработавшие на рынке по 15–20 лет, с высокими продажами, на хорошем счету у туроператоров. В частности, по данным открытых источников, ООО «Геометрия» организовано в 2009 году, ООО «Турагентство “Винтаж”» – в 2014-м. Компании сотрудничали со многими туроператорами, задолженностей по налогам не имеют.
Можно предположить, что в турфирме по тем или иным причинам произошел кассовый разрыв. В какой-то момент директор перестает его контролировать. «Это вопрос финансовой и кассовой дисциплины. Сначала такие агентства восстанавливают аннулированные из-за неоплаты заявки у туроператоров по более высокой стоимости. У меня есть примеры турфирм, которые доплачивали за своих клиентов по 200–300 тыс. руб. Хотя единственный правильный вариант был бы вернуть туристу деньги, – говорит юрист Игорь Косицын. – В итоге этот кассовый разрыв растет как снежный ком. Когда он становится “неоперабельным”, начинаются невылеты туристов».
Чтобы вернуть свои деньги, туристы чаще всего подают в суд на туроператора. «На практике если есть договор и бронирование у туроператора, деньги, внесенные туристом, суд взыскивает с туроператора, а тот уже взыскивает их с турагента», – пояснила юрист сети «Розовый слон» Мария Чапиковская.
Поэтому в результате таких ЧП страдают туроператоры. Туркомпании не в состоянии проверить каждого розничного партнера. К тому же, как показывает опыт, даже добросовестный турагент может внезапно превратиться в недобросовестного. Редакция TourDom.ru планирует написать, почему так происходит и что делать.
Больше на Онлайн журнал sololaki
Subscribe to get the latest posts sent to your email.