«Нельзя любить родину, как хорошую погоду». Как вырастить патриотов

Минимальное чтение

По замыслу Минпросвещения, внеклассные уроки «Разговоры о важном», по­явившиеся в школах несколько лет назад, должны сформировать у школьников гордость за Россию. Но в школах с детьми не говорят о СВО, а на новых территорях, например в Мариуполе, — о событиях 2014 года. Можно ли вырастить патриотов, не дав им правдивых знаний об истории, в том числе современной?

Рассуждает гитарист, автор песен рок-группы «Зверобой» Алексей Иовчев.

— Сейчас много говорится о патриотическом воспитании подрастающего поколения, и его вроде бы уже ведут в школах. Флаг поднимают, гимн поют, песни Шамана включают… Однако достаточно ли этого без объяснения исторических и сегодняшних событий, без показа их причинно-следственных связей?

В школе, где учится моя дочь, говорят с детьми про Великую Отечественную войну. Что хорошо. А вот про СВО — нель­зя. Почему нельзя? У некоторых детей отцы воюют, но тема СВО — табу. На уроках «Разговоры о важном» самое важное-то и не обсуждают. Ребята, у которых отцы на фронте, должны с гордостью рассказывать одноклассникам о них, а те — говорить в ответ: «У тебя отец — герой!» Увы, этого не происходит.

Получается, что детей учат любить Родину, как хорошую погоду. Но кто же не любит хорошую погоду?! А Родину надо любить осознанно, зная самые разные исторические перипетии, понимая, почему мы снова вынуждены воевать. На новых территориях ситуация ещё сложнее. Например, мариупольские дети ничего не знают о подоплёке событий 2022 года! Эти дети росли в информационном поле Украины. И как им теперь видится ситуация? Жил себе мирный город Мариуполь и жил. Пришли русские — и начался кромешный ад. Город разрушен.

Я в этом убедился, когда мы недавно играли там для подростков 14–16 лет. Спрашиваю у них о событиях 9 мая 2014 года — они ничего не знают. Тогда говорю: «Вот есть два города — Мариуполь и Мелитополь. Мариуполь сильно по­страдал, а Мелитополь, куда тоже входила русская армия, вообще не пострадал, остался целым. Кто-нибудь может объяснить почему?» И только одна девочка из 50 отвечает: «Ну, наверное, потому, что там не было полка «Азов» (признан в РФ террористической организацией. — Ред.).

Хорошо, а полк этот как в Мариуполе оказался? Не знают. И я объясняю, что он прибыл 9 мая 2014 года, когда в городе шла праздничная демонстрация, и эту демонстрацию расстрелял. Показываю у себя в телефоне видеозаписи, как это было. Они видят их в первый раз! То есть за всё время после освобождения им ни­кто об этом не сказал.

Я спросил у волонтёров, которые к этим детям постоянно ездят, почему они не рассказали. Ответили, что таких тем с детьми не касаются, говорят только о хорошем. Ну как же так? Им уже по ­14—16 лет, они вырастут очень быстро, а у них так и останется травма от того, что пришли русские и разгромили город.

На освобождённых территориях ситуация подаётся примерно так: было всё плохо, а пришла Россия, и стало всё хорошо. Но почему пришла Россия — этот пробел в знаниях подрастающего поколения правдивой информацией не заполняется. Тем самым мы делаем наших детей потенциально беззащитными против коварной западной пропаганды, которая не прекратится ни завтра, ни послезавтра. Рано или поздно через те или иные каналы она до них доберётся. Будет подбрасывать фактики, подавая их под определённым соусом. И они согласятся, потому что иной картины в головах нет.

Вспомните, как советские люди со своей детской наивностью оказались беззащитными перед той страшной психологической операцией, которая была проделана в конце 1980-х — начале 1990‑х. Патриотизм — это оружие против подобных операций. Но когда в головах нет причинно-следственных связей, цена такого патриотизма — грош.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции


Кстати

В России создадут единый соцпакет для участников СВО и членов их семей.

Над этим уже работает рабочая группа в Совете Федерации. Перед законодателями стоит задача — уравнять наших бойцов и их родных в правах вне зависимости от места проживания.

«Мы сталкиваемся с тем, что какие-то социальные гарантии в разных регионах носят различный характер. Это тонкий и деликатный вопрос, в котором мы разбираемся. Собственно, и просьба президента РФ ко всем ветвям власти разработать единый пакет соцгарантий и обусловлена этим», — поясняет член СФ Лариса Мельник.

Например, в Алтайском крае и Санкт-Петербурге льготы на получение высшего образования по программам бакалавриата и специалитета за счёт бюджета имеют падчерицы и пасынки, находившиеся на воспитании и содержании участников СВО. Но такая мера не распространена по всей России. Чтобы изменить ситуацию, сенаторы внесли в Госдуму законопроект, дающий неродным детям такие же права, как и родным.

Поделитесь этой статьей
Комментариев нет