Мошенники продолжают придумывать всё более изощрённые схемы, чтобы обманывать доверчивых граждан, и особенно пенсионеров. На этот раз злоумышленники действуют под видом сотрудников Социального фонда России и предлагают «увеличить» пенсию.
Очередная схема
Преступники звонят пожилым людям и сообщают, что якобы обнаружили у них неучтённый трудовой стаж. В связи с этим, как уверяют мошенники, пенсионеру полагается увеличение размера пенсии. Для «решения вопроса» жертве предлагают посетить ближайший офис, рассказала aif.ru сотрудница СФР Ирина Чеченова, чей отец стал жертвой обмана.
«Мошенники позвонили моему отцу и убедили, что он может увеличить пенсию, если заплатит залог. Они даже назвали адрес, якобы связанный с Социальным фондом, чтобы придать своей легенде больше правдоподобности. Отец сам отправился туда, подписал договор и внёс 40 тысяч рублей в качестве залога», — рассказывает Ирина.
Она добавила, что отцу обещали повышение пенсии до миллиона рублей.
Этого, конечно, не произошло. Более того, номер телефона, с которого звонили аферисты, больше не отвечал.
Тогда Ирина обратилась за помощью к своей начальнице Управления СФР, Ирине Сергеевой. Вместе они отправились по адресу, где был подписан документ.
«Мы поехали туда, чтобы разобраться с ситуацией. Как юрист, Ирина Сергеева помогла аннулировать этот договор, так как по его условиям 40 тысяч рублей — это не единственный платёж. Впоследствии с карты отца могли бы списывать дополнительные суммы», — объясняет Ирина Ченёнова.
Деньги вернуть не удалось. Но и подавать заявление в полицию дочь пострадавшего не стала. Но корреспондент aif.ru отправился в тот самый офис, где пенсионеру пытались «повысить» пенсию.
Кредитная организация
Небольшое ухоженное здание расположено недалеко от станции метро «Смоленская», в Плотниковом переулке. После звонка в домофон открылись черные ворота.
Первое, что бросается в глаза, — полное отсутствие каких-либо табличек с названиями организаций. Из указателей — только адрес. Единственная табличка находится на двери при входе в здание и на ней написано, что объект находится под охраной.

Позвонил в домофон еще раз, ответил охранник и спросил, по какому вопросу. Корреспондент сказал, что пришел на консультацию в юридическую компанию, и уточнил, есть ли здесь такая. Охранник стал задавать уточняющие вопросы: в какой офис, с кем договаривались, и порекомендовал связаться с этим человеком.
В разговоре он упомянул, что в здании находится кредитная организация.

Можно ли вернуть деньги?
Для того, чтобы не стать жертвой мошенников, необходимо внимательно читать договор, который предлагают подписать преступники, напомнил в разговоре с aif.ru адвокат, управляющий партнер AVG Legal Алексей Гавришев.
«Надо внимательно читать подобные договоры. Скорее всего, в них прописаны какие-нибудь консультационные услуги от финансистов, в том числе по вопросу пересчета пенсий. Вместе с договором пенсионеру, вероятно, сразу подсовывают акт об оказании таких услуг, по которому он претензий не имеет. Также в договоре он заранее соглашается с внесением авансового платежа и рассрочкой оплаты в виде отчислений с карты», — пояснил эксперт.
Он добавил, что возможна агентская схема, по которой злоумышленники на самом деле не отвечают ни за что, в том числе за качество услуг, а являются агентами какой-нибудь компании, существующей только на бумаге, а исполнителем по договору является эта организация. Сами же преступники лишь собирают денежные средства.
Но, если человек стал жертвой мошенников, то вернуть деньги будет очень сложно.
«Даже, если признать такой договор по суду недействительным в силу заблуждения, мнимости, обмана или недееспособности пенсионера, то вернуть денежные средства технически будет невозможно по причине их вывода из подставной компании».
Почему доверяют незнакомцам
Особое возмущение у Ирины вызвало то, что её отец, зная, что она работает в Социальном фонде России, всё равно поверил незнакомцам.
«Это стало для меня шоком. Я столько раз рассказывала ему, как работают мошенники, просила быть осторожным, но он всё равно попался. Мошенники умеют убеждать, особенно пожилых и доверчивых людей», — признаётся Ирина.
Собеседница aif.ru подчеркнула, что настоящие сотрудники СФР никогда не звонят гражданам с предложением пересчитать пенсию.
Если вы столкнулись с подобным звонком, то прервите разговор. Не давайте никаких личных данных, в том числе номера банковских карт или паспортных данных.
Проверьте информацию. Узнать актуальные сведения по социальным вопросам можно в СФР по телефону единого контактного центра 8-800-10-000-01 или в ближайшем отделении фонда. Помните, что все государственные услуги для пенсионеров бесплатны и предоставляются в Социальном фонде и МФЦ.
Как не стать жертвой
Во-первых, объясняйте пожилым родственникам правила безопасности. Расскажите им, что нельзя доверять незнакомцам, даже если они представляются официальными лицами.
Во-вторых, регулярно проверяйте счета. Если пожилой человек пользуется банковской картой, убедитесь, что на ней нет подозрительных списаний.
И, в-третьих, помогайте в общении с государственными структурами. Если возникает вопрос о пенсии или о других социальных выплатах, предложите свою помощь в обращении в официальные инстанции.
Больше на Онлайн журнал sololaki
Подпишитесь, чтобы получать последние записи по электронной почте.