Если задолженность жильца превышает сумму начислений за два месяца, управляющая компания может ограничить или вообще приостановить предоставление коммунальных услуг. Включат горячую воду или электричество только после погашения задолженности, рассказал aif.ru адвокат, эксперт в области ЖКХ АНО «Центр развития законодательства» Алексей Баталов.
«Сначала управляющая компания может ввести ограничение на подачу воды или электричества, например, снизить объем горячей воды, — объясняет он. — Если через десять дней после введения ограничения долг не погасить, услугу отключат полностью. Об этом жильца обязаны уведомить за 20 дней. Отключению, кстати, подлежат не все услуги: по закону УК не может приостанавливать отопление или холодное водоснабжение».
При этом кратковременные просрочки по оплате ЖКУ допустимы, их УК не считает основанием для отключения услуг. Однако нужно помнить, что даже при задолженности менее двух месяцев управляющая компания уже вправе начислять за просрочку пени.
«Размер пеней зависит от размера просрочки, — добавляет Баталов. — Начисляться они начинают с тридцать первого календарного дня после установленного срока оплаты. До девяностого дня их размер составляет 1/300 действующей ключевой ставки ЦБ за каждый день просрочки. С девяностого дня размер пеней составит уже 1/130 ключевой ставки».
Если задолженность не погашают добровольно, управляющая компания может обратиться в суд, основанием для этого может быть как сам факт просрочки, так и отказ жильца разговаривать с сотрудниками УК, напоминает эксперт. Через суд компания может взыскать всю сумму долга, начисленные пени, компенсацию затрат на введение ограничений или отключение коммунальных услуг. Сделать это могут и через судебный приказ, и в рамках полноценного судебного разбирательства, если должник оспаривает сумму и сам факт долга.