
Наполненность музеев разных стран количеством и качеством экспонатов напрямую зависит от того, насколько богата была страна в период открытия тех или иных художников. К примеру, великий Вермеер был открыт в середине XIX века, и в это время большинство его работ были выкуплены США. В России были разные периоды, и работы почти никто не коллекционировал до начала XVIII века. Потом были пробелы в XIX и в середине XX века. Но другой стороной медали является то, что зачастую наши коллекционеры покупали не очень известных авторов, руководствуясь только лишь собственным хорошим вкусом, — и часто находили настоящие жемчужины.
Мы уделили особое внимание произведениям малоизученных художников, от которых до нашего времени сохранилось одно или два достоверных произведения. Такого рода работы представляют исключительный интерес для науки, поскольку служат единственными эталонами для верного понимания творческого облика и потенциального выявления сохранившегося наследия того или иного редкого живописца. Так, в экспозиции особое место занимают картины натюрмортиста Николаса Каве (от художника сохранилась всего одна подписная картина, и она представлена на выставке) и мастеров «фигурного» жанра: Яна де Дюйтса и Йоанны Вергаувен (заметим, женщина-художница, что было нечастым явлением в XVII столетии).
НИКОЛАС КАВЕ, «СОКОЛ И БИТАЯ ПТИЦА»
© Серпуховский историко-художественный музей