Почему обычное масло не подходит для турбомоторов.
По мере ужесточения требований к экологическим нормам по всему миру, автопроизводители, в погоне за трендом по защите пингвинов в Антарктиде и борьбы за идеалы Греты Тунберг, всё чаще стали использовать в современных автомобилях малолитражные турбированные двигатели. Как заявляют автобренды, трёхцилиндровые и четырёхцилиндровые агрегаты с принудительной индукцией (так называют турбомоторы) расходуют меньше топлива (ну, по крайней мере в теории), производя достаточно мощности для повседневных поездок. Они, также меньше по размерам, легче и в целом более эффективны, чем традиционные классические шести- и восьмицилиндровые.
У небольших турбомоторов мало недостатков, но тем не менее это не значит, что турбонаддув идеален и не имеет проблем. Все дело в том, что этот тип силовых агрегатов по конструкции сложнее, чем классические, так как даже самый супер-пупер лучший в мире турбокомпрессор может в любой момент выйти из строя. Особенно, если за ним не ухаживать должным образом.
И лучшее, что автовладелец может сделать для своей турбомашины, помимо соблюдения строгого техрегламента регулярного технического обслуживания, — это использовать правильное моторное масло, которое специально разработано для турбодвигателей. Зачем? Сейчас расскажем.
Температура
Да, да существует специальное масло, разработанное для двигателей с турбонаддувом, которое по своим свойствам отличается от смазки для безнаддувных моторов. И причина довольно проста, понятна и логична — тепло. Турбоприводы в компрессоре приводятся в действие выхлопными газами автомобиля, получаемые при сгорании топлива.
Они также смазываются и охлаждаются моторным маслом. Во время своей работы турбонагнетатель может вращаться со скоростью до 300 000 об/мин — более чем в 50 раз больше оборотов обычного двигателя (ДВС) при движении по скоростному шоссе. Компрессор при этом также подвергаться воздействию выхлопных газов, температура которых может превышать 500 градусов по Цельсию. Масло же, охлаждающее турбонагнетатель, может нагреваться более чем до 200 градусов, что более чем в два раза горячее, чем у двигателя без турбины. Эта экстремальная температура может приводить к двум плохим последствиям — закоксовыванию турбонагнетателя и деградации смазки (потери свойств масла).
Коксование турбокомпрессора происходит из-за закипания масла и прилипания его сгоревших частиц к металлическим внутренним деталям турбины. Это приводит к образованию липкого, сажистого осадка, который может засорить внутренние части турбокомпрессора и привести к его преждевременному износу или полному выходу из строя.
Это очень часто происходит при использовании обычного минерального или полусинтетического масла, потому что оно более склонно к коксованию, чем синтетическое. Деградация же смазки вызвано ее перегревом. Большинство моторных масел при циклическом перемещении от двигателя к турбокомпрессору и обратно не выдерживают сильного нагрева внутри турбокомпрессора и быстро теряют свои свойства. Перегретая жидкость может быстро терять вязкость, что может привести, как вы уже догадались, к чрезмерному износу двигателя или даже к его полной поломке.
Кстати, вот почему в машинах с турбомоторами масло лучше менять чаще. Так вы обезопасите не только турбокомпрессор, но и сам двигатель. Особенно это актуально для России, где качественное топливо доступно не на всех АЗС. Также специалисты рекомендуют чаще менять смазку, если автомобиль эксплуатируется в суровых условиях, при частых длительных поездках и когда больше всего авто используется в городских пробках.
Лучшее, что можно сделать для вашего турбированного двигателя, это использовать масло, специально предназначенное для этих агрегатов. Если вы не знаете, какую смазку выбрать или какой объём заливать, изучите руководство к машине и регламент плановых ТО, где указана данная важная информация.
Раннее зажигание (LSPI)
И вот тут на сцену выскакивает ещё один малоприятный сюрприз для владельцев турбированных малышей — LSPI, или «низкоскоростное преждевременное зажигание». Проще говоря, это когда бензиново-воздушная смесь самовоспламеняется слишком рано — ещё до того, как свеча вообще успеет дать искру. Смешно? Только не для двигателя с наддувом.
Почему это происходит именно в турбомоторах с непосредственным впрыском топлива? Всё банально: на нормальное смешивание топлива с воздухом крайне мало времени. При распределённом впрыске бензин бодро перемешивается с воздухом ещё на подходе к камере сгорания. А вот при непосредственном — топливо влетает прямо в цилиндр и должно успеть перемещаться уже там, а времени — кот наплакал. Особенно на низких оборотах — отсюда и приставка Low-Speed.
И что в итоге? Вместо воздушного коктейля — кисель из бензина, который не успел нормально раствориться и осел каплями на стенках цилиндра. Причём осел прямо на масляной плёнке. А когда начинается процесс горения, этот бензомасляный коктейль радостно превращается в сажу с добавлением химически активных веществ. Эти частички нагара потом работают как микрофитильки — под высокой температурой они самовоспламеняются и преждевременно поджигают смесь. Далее ударная волна толкает поршень вниз, хотя сам поршень ещё бодро движется вверх по инерции. Встреча двух встречных поездов на полном ходу, только в миниатюре.
От этого безобразия страдают и поршни, и шатуны, и даже блок двигателя с головкой. Иногда двигатель погибает смертью храбрых без шанса на реанимацию.
Масло спешит на помощь!
На первый взгляд, какая связь между маслом и этим самым LSPI? А самая прямая! Как показали многочисленные исследования, состав моторного масла напрямую влияет на вероятность преждевременного зажигания. Специально подобранные присадки могут «разрядить» эту пороховую бочку — нагар всё ещё будет образовываться, но вот способность его самовоспламеняться исчезнет.
В мире с 2018 года принят мировой стандарт на спецификацию моторных масел для турбомоторов — API SN Plus, которая и была специально создана для того, чтобы предотвращать эффекта раннего зажигания. На основе этого стандарта производители масла используют специальный состав различных присадок, которые снижают вероятность возникновения LSPI.
Обложка: