ТБИЛИСИ, 10 окт — Sololaki. Реализация проекта строительства первого в Грузии глубоководного порта в городе Анаклия поможет стране развивать свою связующую роль в Среднем коридоре, заявил премьер-министр Ираклий Кобахидзе.
По мнению правительства Грузии, глубоководный порт Анаклия является стратегическим проектом для страны, который сыграет важную роль в развитии портовой инфраструктуры Грузии, а также в инфраструктурном усовершенствовании всего Среднего коридора и повышении его конкурентоспособности.
«Если мы посмотрим на проект порта Анаклия с точки зрения инициативы Средний коридор, то, конечно, он будет серьезно способствовать развитию нашей функции связности. Первый этап рассчитан на инвестиции в размере 600 млн долларов, и после завершения первого этапа, то есть к 2029 году, будут приняты первые суда», — заявил он.
Подписан договор с компанией-партнером Грузии по строительству порта Анаклия>>
Премьер сообщил, что после реализации первой фазы проекта, порт сможет принимать 600 тысяч контейнеров в год, что является очень большим ресурсом.
«Все это напрямую отразится на росте экономики и пополнении бюджета, соответственно, реализация проекта порта Анаклия имеет особое значение. Конечно, роль китайских грузов будет очень важной и определяющей, поэтому мы рады, что этот проект будет реализован совместно с китайско-сингапурской компанией», — отметил он.
Кобахидзе отметил, что в проекте максимально соблюдены интересы страны.
«У нас свой стратегический интерес, учитывая, что у государства есть контрольный пакет в этом проекте – 51%. Соответственно, интересы нашей страны максимально соблюдены во всех смыслах», — сказал он.
Владельцем 51% доли порта Анаклия (регион Самегрело – Земо Сванети) будет государство, а остальное получит частный инвестор. Китайско-сингапурский консорциум China Communications Construction Company Limited & China Harbour Investment Pte. Ltd. стал единственной компанией, которая выразила заинтересованность в инвестировании в развитие порта.
Порт Анаклия без Китая будет нерентабельным – депутат парламента Грузии>>
Кроме того, уже подписано соглашение о строительстве морской инфраструктуры глубоководного порта Минэкономики с бельгийской компанией Jan De Nul, которая является одной из крупнейших морских строительных компаний в мире.
Согласно договору, бельгийская компания должна будет провести работы по углублению акватории гавани и строительству волнореза в Анаклия. Документ подписали директор госкомпании «Морской порт Анаклия» Зураб Сичинава и директор грузинского филиала Jan De Nul NV Тим Деволдер.
Теперь основанная государством в 2023 году компания «Морской порт Анаклия» вместе с частным партнером создаст совместную компанию, в которой доля государства составит 51%. Совместная компания должна будет развивать порт.
Между тем транзитная роль Грузии играет особую роль в развитии экономики, учитывая действующие соглашения о свободной торговле с Китаем, Турцией и ЕС. Для усиления роли Грузии в настоящее время осуществляется масштабный проект строительства части трассы Восток-Запад, которая связывает Азию и Европу через Грузию, а также проект глубоководного порта Анаклия.
Неудачная первая попытка
Строительство нового глубоководного порта в Анаклия началось в декабре 2017 года, но через полгода, когда уже приступили к углублению акватории, работы были заморожены. Изначально государство планировало передать строительство порта полностью в руки частного сектора и объявило тендер с этими условиями в 2016 году.
Грузия выиграла тяжбу с компанией «Консорциум Анаклия» спустя четыре года>>
Победителем стал «Консорциум развития порта Анаклия», который основали TBC Holding и американская компания Conti International LLC, создав компанию Anaklia Holding JSC. Именно участие американской компании было обязательным условием государства.
«Консорциум развития порта Анаклия» не смог выполнить взятые на себя обязательства о закрытии финансовой сделки, предусматривающей получение 400 миллионов долларов от международных финансовых институтов – EBRD, EIB, OPIC и NDB.
Главной причиной стало требование международных финансовых институтов о гарантиях со стороны государства заявленного грузооборота.
Средний коридор
Транскаспийский международный транспортный маршрут был создан в феврале 2014 года с участием ведущих предприятий в сфере морских и железнодорожных перевозок Азербайджана, Казахстана и Грузии.
В 2023 году по Среднему коридору было перевезено 2,7 миллиона тонн грузов, что на 86% больше по сравнению с 2022 годом. В настоящее время в проекте «Транскаспийского международного транспортного маршрута» представлены 25 компаний из 11 стран мира.
Грузия и Китай договорились о совместном развитии Среднего коридора>>
Маршрут коридора в настоящее время проходит от китайско-казахстанской границы через Казахстан, Каспийское море, Азербайджан и Грузию в Европу.
В июне 2022 года главы МИД Турции, Азербайджана и Казахстана договорились о наращивании трехстороннего и регионального сотрудничества и развития потенциала Среднего коридора Восток-Запад через Каспийское море. Турция выступила инициатором включения в коридор Грузии как части транзитного пути.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram>>
Больше на Онлайн журнал sololaki
Subscribe to get the latest posts sent to your email.