В начале сентября может состояться без преувеличения «встреча года»: по информации газеты Times, есть вероятность, что президента США Дональда Трампа пригласят в Китай на празднование 80-й годовщины окончания Второй мировой войны, где он также проведет переговоры с российским президентом Владимиром Путиным и главой КНР Си Цзиньпином.
Вместе с бывшим председателем Совета министров ЛНР, профессором ВШЭ Маратом Башировым aif.ru разбирался: не даст ли Трамп заднюю, введет ли он обещанные 100% тарифы, срок которых выходит как раз в начале сентября, какие вопросы будут обсуждаться на встрече в Пекине, и кому угрожает Тайвань?
А поедет ли?
От официального приглашения в Китай Трампу будет тяжело отказаться, не потеряв лица, считает Марат Баширов. Американский президент позиционирует себя этаким «крутым парнем», который, в отличие от хилых предшественников из демократического лагеря — Обамы и Байдена, способен на равных вести переговоры с лидерами вроде Владимира Путина и Си Цзиньпина. По мнению Баширова, если Трамп не приедет в Китай, это будет воспринято как проявление страха: что американский лидер испугался очной ставки с тяжеловесами мировой политики.
С другой стороны, обращает внимание Баширов, отсутствие президента США на празднике, посвященном, в том числе, победе над милитаристской Японией, пошлет неоднозначный идеологический сигнал: будут говорить, что в администрации Трампа не гордятся этой частью американской истории. Это породит разговоры о том, что Вашингтон пересмотрел свою позицию по ядерным бомбардировкам Хиросимы и Нагасаки, и теперь косвенно признает свою вину за гибель, по разным оценкам, 110-210 тыс. японцев, указывает Баширов.
Другими словами, если поступит соответствующее приглашение, Трамп с высокой вероятностью приедет в начале сентября в Китай и встретится с Путиным и Си Цзиньпином.

А что с обещанными тарифами?
Визит в Китай автоматически откладывает введение тарифных санкций в отношении торговых партнеров России минимум на неделю, считает Баширов. По крайней мере, если Трамп действительно разбирается в искусстве сделок. Дело в том, что нельзя переговоры с серьезными соперниками сопровождать показательной поркой: это заблокирует перспективы любых договоренностей и спровоцирует ужесточение позиций.
«Как будет проходить диалог с Москвой и Пекином, если будут введены пошлины? Обязательно будет отсрочка на время переговоров. Потом Трамп вернется в США и там еще возьмет себе какое-то время на подумать», — объясняет Баширов.
Срок ультиматума, выдвинутого Трампом, истекает ровно второго сентября, в день капитуляции Японии и в день, на который запланированы переговоры Путина и Си. Третьего сентября в Китае как раз отмечают окончание войны. Визит в Поднебесную — удобный и достойный повод, который позволит Трампу снова отложить введение тарифов, по-настоящему вредных для всех, включая Штаты.
Что стоит на повестке?
Спектр затрагиваемых вопросов в случае, если «встреча года» все-таки состоится, будет обширным, считает Баширов. Одной из центральных тем будет обсуждение гарантий безопасности для ядерных объектов Ирана и его транспортной инфраструктуры. На это намекает и трехсторонняя встреча представителей Китая, России и Ирана, которая состоится во вторник, 22 июля, и будет посвящена ядерной тематике.
«Здесь дело в транспортных коридорах и инвестициях, — объясняет Баширов. — Китай развивает там свои проекты под эгидой известной инициативы „Один пояс — один путь“, нацеленной на ускорение торговли с Европой. Россия надеется закончить свой проект „Север-Юг“, который сократит поставки российских товаров до потребителей в Азии, а также достроить АЭС „Бушер“. Все эти планы — под угрозой срыва из-за ударов США и Израиля и из-за попыток дестабилизировать иранский режим. Договориться о безопасности Ирана — значит, гарантировать безопасность российских и китайских инфраструктурных проектов».

Просматривается также более глобальный замысел китайской стороны, предупреждает Баширов. По его словам, если Пекин пригласит к участию в празднестве представителей Франции и Британии, то попытается с ними выйти примерно на следующие договоренности.
«Китайцы предложат создать единое экономическое евразийское пространство: что называется, от Португалии до Кореи, — объясняет профессор. — И на фоне непредсказуемой политики Трампа и его увлечения пошлинами не исключено, что Европу это предложение заинтересует. Сегодня почти у всех крупных европейских компаний есть свои фабрики в Китае, потому что это дешево и удобно. Поэтому есть все предпосылки для того, чтобы интеграция между европейскими странами и Поднебесной продолжала развиваться. А за экономическим объединением последует потепление в политической плоскости. Товары из Китая попадают в Европу, в том числе через Россию, и здесь появляется пространство для договоренностей по Украине и тому подобное».
Вторая часть этой конструкции — торг со Штатами, которые категорически против любых форм объединения Евразии. Си подсветит эту перспективу Трампу, восприимчивому к языку экономической выгоды, и предложит ему, например, договориться по Ирану и принять российские условия по Украине, а также обсудит с ним какие-то узкие национальные вопросы вроде Тайваня.
А что с Тайванем?
По мнению Баширова, остров больше не представляет для Пекина экономический интерес. Имеется в виду крупнейшая в мире компания по производству передовых чипов TSMC, базирующаяся на Тайване. На ее фабриках изготавливают свыше 90% самых современных процессоров, без которых телефоны, компьютеры и другая электроника превратятся просто в кирпичи из алюминия. Ранее TSMC под давлением США ограничили поставки своей продукции в Китай, попытавшись навязать Пекину технологическое отставание.
По словам Баширова, китайцы уже догнали своих конкурентов. «Пекин стремительно сокращает разрыв, — объясняет профессор. — Честно говоря, я подозреваю, что у него уже давно есть ведущие технологии производства полупроводников, включая наработки по 2-нм техпроцессу. Просто они не говорят об этом».

Сегодня Тайвань — это просто угроза для безопасности Китая, подчеркивает Баширов. Во-первых, остров близко расположен к ключевым торговым портам юго-востока страны и целой россыпи густонаселенных городских агломераций. Во-вторых, через одноименный пролив лежит путь львиной доли торговых судов, следующих в Поднебесную. Если начнется война, снабжение крупной военно-морской группировки, которая заблокирует побережье Китая и де-факто поставит на паузу его экономику, удобно организовать именно с опорой на Тайвань — от Японии тянуть логистику гораздо труднее, подчеркивает профессор. Нет ничего удивительного в том, что в Пекине недовольны действиями американской армии в регионе и ее тесным сотрудничеством с ВС Тайваня, резюмировал Баширов.