18 июня 2025 года в 13:00 (мск) на стенде издательского дома «Аргументы и факты» на площадке Петербургского международного экономического форума состоится дискуссия, посвященная трендам в высшем образовании-2025.
Тема: «PRO-тренды: Высшее образование −2025— вызовы и направления развития».
В новом учебном году высшее образование в России столкнется с целым рядом серьезных вызовов, обусловленных стремительными технологическими изменениями, трансформацией рынка труда и меняющимися потребностями общества. Вместе с тем, эти вызовы открывают новые возможности для развития и подготовки специалистов будущего.
Правила приема в 2025 году уже опубликованы на сайтах образовательных учреждений. Особенно отрадно для абитуриентов, что количество бюджетных мест по сравнению с прошлым годом выросло с 12300 до 12655 по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры. Добавлены места для направлений, связанных со здравоохранением, педагогикой, некоторым инженерно-техническим специальностям IT — именно эти профессии наиболее востребованы у поступающих.
В тоже время необходимо не только увеличивать количество учебных мест, но и оперативно обновлять учебные программы, внедрять новые дисциплины и интегрировать цифровые технологии во все аспекты образования.
Существенной проблемой остается недостаток квалифицированных преподавательских кадров. Особенно остро проблема стоит в сфере IT, инженерии и других быстро развивающихся областях. На конец 2024 года, по данным сервиса SuperJob, дефицит преподавательского состава в России составил порядка 500 000 человек, причем из 18 287 вакантных должностей педагогических работников на начало 2024/2025 учебного года 6 574 (30%) приходится на сельские территории. Различия в уровне подготовки в разных регионах и типах вузов приводят к неравным возможностям для студентов.
Другим острым вызовом является недостаточная связь ВУЗов с бизнесом и промышленностью. Слабая интеграция вузов с предприятиями затрудняет трудоустройство выпускников и ограничивает возможности для проведения практических исследований и разработок. Хорошей возможностью для абитуриента стало целевое обучение — каждый год правительство на основе заявок от регионов определяет, сколько процентов от общего числа бюджетных мест по каждой специальности отводится для целевиков. Квоты на текущий учебный год были сформированы по 838 направлениям подготовки и научным специальностям. По 77 из них число целевых мест увеличено по сравнению с прошлым годом.
В настоящее время от высшего образования ждут не только профессиональной подготовки, но и развитие soft skills у студентов. Работодатели все больше ценят не только технические знания, но и навыки коммуникации, командной работы, критического мышления и креативности. ВУЗам приходится уделять больше внимания развитию этих навыков у студентов.
Эти и другие вопросы обсудят авторитетные эксперты в пресс-студии АиФ на ПМЭФ.
К участию приглашены:
- Даниил Ермолаев, директор по развитию ВЦИОМ-консалтинг;
- Елена Вартанова, декан факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова,
- Надежда Камынина, ректор ФГБОУ ВО «Московский государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК)»,
- Александр Кулешов, ректор Сколковского института науки и технологий.
Видео-версия встречи и итоги дискуссии будут доступны на ресурсах сайта aif.ru и в социальных сетях издательского дома.