Пенообразование на масляном щупе: когда это норма, а когда — тревожный сигнал.
Всё ещё неясно, почему новые автомобили всё чаще выходят с завода без привычного масляного щупа. Производители уверяют, что переход на цифровой контроль смазки связан с точностью и удобством. Но реальность в том, что щуп показывает гораздо больше, чем просто уровень масла.
Он способен рассказать и о его качестве, его состоянии и даже намекнуть автовладельцу, что с двигателем что-то не так. И если вы вытаскиваете щуп и видите на масле пузырьки — стоит насторожиться. Это может быть сигналом, который нельзя игнорировать.
Если вы регулярно проверяете масло и иногда замечаете «пузырение» жидкости, не спешите паниковать. Это может быть всего лишь результатом того, что коленчатый вал во время работы двигателя взбалтывает его и насыщает воздухом. Такое лёгкое «вспенивание» — обычное явление. Это просто физика: немного воздуха — немного пены. Главное, чтобы она быстро исчезала после остановки двигателя.
Но есть нюансы. Размер пузырьков, их количество и насколько долго они остаются на поверхности могут многое сказать о состоянии мотора.
Какие пузырьки действительно опасны?
Если вы видите, что «воздушная» эмульсия не исчезает, становится больше, а масло выглядит как мутная пена — вот тогда стоит бить тревогу. Чаще всего это означает, что в двигатель мог попасть антифриз. То есть была пробита прокладка или нарушена герметичность агрегата, и охлаждающая жидкость смешивается с маслом. Это крайне опасно для мотора, и в таком случае нужно срочно ехать к автомеханику.
Причина может быть в аэрировании смазки
Shutterstock
Ещё одна причина эмульсии на щупе — аэрация масла, то есть попадание воздуха в масляную систему.
Из-за этого пузырьки образуются в объёме масла, нарушается его структура, свойства, и двигатель начинает работать всухую — детали перестают нормально смазываться, начинают тереться друг о друга, перегреваться и быстрее изнашиваться.
Такое может случиться, например, после замены масла, если процедура была выполнена неаккуратно и с нарушениями регламента технического обслуживания. Но гораздо чаще виноват высокий уровень оборотов двигателя.
Когда мотор раскручивается до больших оборотов (об/мин), воздух может попасть в масло, и тогда пузырьки становятся неизбежны. Это приводит к снижению эффективности смазки, перегреву и даже потере мощности.
В некоторых случаях попадание воздуха в смазку может быть из-за проблем с системой вентиляции картерных газов.

«Сливочное масло» под крышкой маслозаливной горловины — что это?
Даже если не страшно, это повод присмотреться
Аэрация не настолько страшна, как попадание охлаждающей жидкости в смазку, но может быть ранним признаком того, что силовой агрегат уже испытывает повышенный износ. Если масло регулярно вспенивается, значит что-то уже пошло не так — и чем раньше вы это заметите, тем дешевле обойдётся ремонт.
Вы сами всё испортили
Высокий уровень тоже может стать причиной появления вспенивания. Многие думают: «Чем больше — тем лучше», но перелив масла — результат одной из распространённых ошибок, которая приводит к вспениванию смазки. Поэтому так важно уметь правильно пользоваться щупом — конечно, если он ещё остался в вашем автомобиле.
Заключение
Итак, что следует учитывать:
- Мелкие пузырьки, быстро исчезающие после остановки двигателя — это нормально
- Пена, стойкие крупные пузыри, мутная жидкость — срочно к механику
- Пузыри, появляющиеся после замены масла или при высоких оборотах — повод пересмотреть стиль езды или качество масла. Также желательно проверить систему вентиляции картерных газов
- Перелив масла — избегайте залива жидкости «на глаз», всегда проверяйте уровень масла с помощью щупа
Обложка: Shutterstock
Источник статьи: If You See Bubbles On An Oil Dipstick, This Is What It Could Mean

Моторное масло: о чем говорит его цвет