Семидесятые годы прошлого века в Советском Союзе стали десятилетием массовых разводов. По тогдашней статистике, к 1980 году распадалось 40% процентов браков — это была огромная и страшная цифра, за которой стоят миллионы изломанных судеб. Борьба, разумеется, велась, но само явление исчезать и не думало — разводы стали настолько обыденным явлением, что проникло в кино, где лишний раз старались о проблемах не говорить. Ну а для режиссера Павла Арсенова развод вообще был личной трагедией — в 1969-м его брак с актрисой Валентиной Малявиной завершился диким скандалом, что едва не привело к срыву съемок картины Арсенова «Король-олень», в котором Малявина играла главную роль. Поэтому нет ничего удивительного, что именно Арсенов, который тогда ещё не снял «Гостью из будущего», обратился к теме, которая действительно его волновала. Для экранизации он выбрал пьесу Александра Володина «С любимыми не расставайтесь».
Довоенный стих, рожденный из-за катастрофы
Эта строчка — родом из стихотворения поэта Александра Кочеткова, который написал его после того, как счастливо избежал смерти. В 1932 году он решил ещё несколько дней побыть с женой в Сочи и сдал билет на поезд; этот поезд попал в аварию — несколько десятков людей погибло, ещё больше пострадало. Друзья считали, что Кочетков тоже погиб — а он вскоре объявился живым, узнал, к чему привело его желание не расставаться с любимой, и написал стих, который начинался с этой строчки. В принципе, это стихотворение могло предвосхитить знаменитое «Жди меня» Константина Симонова — но так получилось, что впервые «С любимыми не расставайтесь» было опубликовано лишь в 1960-е; впрочем, в рукописных копиях стихотворение всё равно распространялось по стране во время войны.
Вторую жизнь этому стихотворению дал Эльдар Рязанов — оно прозвучало в исполнении Андрея Мягкова и Валентины Талызиной в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Но ещё до этого, в начале 1970-х, строку из стиха использовал драматург Александр Володин в качестве названия своей пьесы о разводах — спектакли по ней были поставлены в московском «Современнике» и в ленинградском «Ленкоме».
Абдулов и Алферова
В свой фильм Арсенов решил пригласить настоящие актерские семейные пары. Позже он вспоминал, что многие отказывались — из суеверных соображений, но были и те, кто легко соглашался. Так главные роли достались молодым актерам из уже московского «Ленкома» — Александру Абдулову и Ирине Алферовой. Оба, конечно, уже были популярны — Алферова уже сыграла Дашу Булавину в телесериале «Хождение по мукам» и Констанцию Бонасье в фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра». Ну а Абдулов уже был знаком зрителям как Медведь в фильме Марка Захарова «Обыкновенное чудо».
Поженилась эта пара незадолго до всех этих ролей. Алферова пришла в «Ленком» в 1977-м. Она вспоминала, что первым, кого она там встретила был Абдулов, который моментально начал «заговаривать» новенькую актрису — и проходивший мимо Олег Янковский тогда напророчил, что та станет женой его коллеги. Ну а про сватовство есть отдельная легенда — вроде бы Алферова согласилась на этот брак, но поставила условие: Абдулов должен был пронести её на руках весьма солидное расстояние. Тот условие выполнил, и после возвращения со съемок пара зарегистрировала отношения.
Правда, Алферова к тому времени уже едва не попала в статистику разводов — она была в гражданском браке с болгарским дипломатом Бойко Гюровым, но рассталась с ним вскоре после рождения дочери Ксении, и этот разрыв не был легким. Но брак с Абдуловым тогда восхитил всех поклонников актрисы — они считались самой красивой парой советского кино, то и использовал в своей картине Арсенов.
«Я скучаю по тебе, Митя!»
Сюжет этой картины весьма простой. Первая часть — это заседание мирового суда, посвященное расторжениям брака. Перед зрителями проходят несколько пар, в жизни каждой из которых разворачивается трагедия. У кого-то муж нашел другую и хочет уйти к ней, в другой семье жена не хочет давать мужу развод, причем причины толком сформулировать не может.
Среди этих пар и Катя с Митей (Алферова и Абдулов). Причину их расставания сложно объяснить — Митя чересчур ревнив, он подозревает Катю в измене, хотя на самом деле она ему верна. И после развода Митя понимает, что ошибся, мучается, у Кати и вовсе случается нервный срыв, она попадает в больницу, в которую и приходит её бывший муж, чтобы помириться. И именно там случается самая пронзительная сцена фильма — увидев уходящего Митю, Катя в ужасе кричит: «Я скучаю по тебе, Митя!». Зрителей эта сцена до сих пор не оставляет равнодушными.
Фильм, впрочем, хитом проката тогда не стал — 20,5 млн зрителей в 1980-м. Впрочем, тот год был переполнен громкими релизами — вышли «Москва слезам не верит», «Пираты XX века», «Экипаж». Даже «Гараж» того же Рязанова тогда прошел средне — его посмотрели 28,5 млн. Ну а предел окупаемости «С любимыми не расставайтесь» преодолел с большим запасом. Именно после него Арсенову и доверили «Гостью из будущего», который стал любимым фильмом всех советских детей и подростков восьмидесятых. Ну а актеров из «С любимыми не расставайтесь» ждала судьба, которая будто бы была предсказана в сценарии.

Было ли проклятие «С любимыми не расставайтесь»?
Вообще говорить о каком-то «проклятии» этой картины в корне неверно. В нем снималось не так много семейных пар — видимо, в какой-то момент Арсенов отчаялся найти желающих и начал приглашать актеров, не заглядывая к ним в паспорт. Например, сыгравшие чету Никулиных (разводящаяся пара с ребенком) Екатерина Васильева и Александр Пороховщиков женаты не были.

Не были женаты и Юрий Назаров с Ларисой Лужиной (Мироновы в фильме).

Сергей Никоненко и Екатерина Воронина (Шумиловы) как раз женаты были, но на их отношениях роли в этой картине никак не повлияли.

Да и пришедшийся на время съемок развод Валерия Носика и Марии Стерниковой вряд ли был вызван сюжетными коллизиями «С любимыми не расставайтесь».

У исполнителей главных ролей Абдулова и Алферовой тоже долгое время всё было хорошо — как минимум внешне; Абдулов удочерил дочь супруги и много позже, даже после расставания, заботился о ней. Были рабочие проблемы — для Абдулова восьмидесятые стали пиком карьеры и в кино, и в театре; для Алферовой главных ролей у Захарова не находилось, и она спасалась в кино.
Сейчас сложно сказать, что послужило настоящей причиной их расставания. Алферова в интервью жаловалась на поклонниц мужа, которые буквально обрывали их домашний телефон и грозили «увести» её супруга. Ходили слухи о его неверности, но об этом никто из них публично не говорил. Возможно, последней каплей стал выход скандальной книги журналистки Дарьи Асламовой в 1992-м — но спустя год Абдулов и Алферова расстались. Расстались по-хорошему, без скандалов, потом и работали вместе, и отзывались друг о друге только хорошо.

Этот развод случился почти через 15 лет после съемок в фильме Арсенова, и вряд ли какое-либо «проклятие» могло повлиять на их решения, принятые в девяностые. К тому же после «С любимыми не расставайтесь» Абдулов и Алферова снялись вместе в ещё двух картинах: комедийной мелодраме «Предчувствие любви», в которой никаких разводов нет, и в семейном фильме «Суббота и воскресенье», где сыграли маму и папу главного героя.