После начала обострения на Ближнем Востоке суда, проходящие Ормузский пролив, стали транслировать сообщения о своей принадлежности к России или Китаю, чтобы предотвратить возможные атаки, пишет Reuters. Данные журналисты получили от аналитической компании Windward.
Так, с 12 по 24 июня 55 кораблей передали 101 «нетипичное сообщение» при переходе через Персидский залив и Красное море. Например, контейнеровоз Yuan Xiang Fa Zhan под флагом Панамы во время прохождения Ормузского пролива сообщал о том, что корабль — китайский. При этом судно следовало в Пакистан.
Подобный случай был и с супертанкером Yuan Yang Hu. Этот корабль шел под флагом Китая и транслировал сообщение «Китайский корабль» во время перехода через Ормузский пролив. Когда корабль вышел из него, то сигнал сменился на другой. А контейнеровоз Kota Cabar сообщал, что корабль не имеет отношения к Израилю.
Как отмечают авторы со ссылкой на аналитиков, трансляция страны-владельца — нетипичное поведение. Обычно корабли передают информацию о вооруженной охране на борту или прочие данные, чтобы отпугнуть пиратов и снизить риск атак.
По мнению Эми Дэниела, гендиректора Windward, судовладельцы отмечают, что реальную цепочку владения кораблем установить сложно, однако ряд стран, например Великобритания, США и Израиль, могут подвергаться большим рискам в судоходстве.
«Действуют сообразно обстановке»
Как объяснил военный эксперт, капитан 1-го ранга запаса Василий Дандыкин, корабли, транслируя сигналы о принадлежности стран, могут действовать по договоренности с властями и вряд ли текущие сообщения — нарушения. При этом он обращает внимание, что морское право позволяет регистрировать корабли совершенно в разных странах.
«Сейчас много судов, я уже говорил, ходят под флагами Монголии, которая вообще выхода к морю не имеет. И такое тоже бывает. Я думаю, что каждый действует сообразно обстановке. Это не рейдеры фашистской Германии, которые переделывали корабли. Те прикрывали орудия, ставили фальшборта и фальштрубы, а потом в море все это убирали. Здесь, я думаю, другая ситуация совершенно. Поэтому беспокоиться не о чем», — отметил офицер запаса.
Эксперт Института Ближнего Востока Сергей Балмасов считает, что трансляция подобных сообщений кораблями могла быть заранее согласована между Ираном, Россией и Китаем.
«Если такое происходит, то договаривались об этом все вместе. Тем более, что Китай — один из крупнейших закупщиков иранской нефти и здесь обманывать смысла нет. К тому же политика России и Китая нередко пересекается. Так что я сомневаюсь, что Москва, Тегеран и Пекин действовали бы в этом вопросе разрозненно. Это стратегический момент, в том числе показывающий нашу поддержку. Что до вопроса о закупках подсанкционной иранской нефти, то нам своих союзников и торговли с ними стесняться нечего», — отмечает Балмасов.
Что за Ормузский пролив?
Ормузский пролив — единственный морской путь, который обеспечивает выход кораблей из Персидского залива в Индийский океан. Для стран Персидского залива, например, Ирана, Ирака, Кувейта, Бахрейна, Саудовской Аравии и других это один из ключевых каналов торговли нефтепродуктами.
Согласно Конвенции ООН по морскому праву, Ормузский пролив должен беспрепятственно использоваться для морского судоходства как единственный транзитный путь. Воды пролива контролируют две страны. Иран — с севера и Оман — с юга. При этом корабли, идущие в Персидский залив, должны проходить по иранским водам, а выходить из него — по оманским.