«Русский соловей» запел по-грузински. Почему Сталин не выпустил Козловского

Минимальное чтение

2025-й — год, когда российская и мировая музыкальная общественность отмечает 125-летие легенды нашей оперы, народного артиста СССР Ивана Козловского — «русского соловья», как его все называли.

«Возьмите меня, вы увидите, что брать надо»

Козловский был ровесником ХХ века, родившись в 1900 году в Марьяновке Киевской губернии. И с этим веком прошел 93 года, став одним из величайших теноров столетия. Певец прожил долгую жизнь, сохранив уникальный голос до глубокой старости.

А начиналось всё так: в 17-летнем возрасте, едва переступив порог Киевского музыкально-драматического института, Иван Козловский обратился к приемной комиссии со словами: «Возьмите меня, вы увидите, что брать надо». Великий Собинов и другие члены комиссии усмехнулись, но, послушав талантливого певца, взяли его в институт практически без экзаменов.

Через десять с небольшим лет Леонид Витальевич Собинов из-за болезни покинет сцену Большого театра прямо посередине спектакля. Заканчивать партию Ромео в опере Шарля Гуно «Ромео и Джульетта» перед искушенной московской Собиновской публикой придется молодому Ивану Козловскому.

Собинов лично настоит на этой замене. Иван Козловский шагнет на сцену, не распеваясь. В конце спектакля фанаты Собинова встретят нового Ромео оглушительной овацией. На следующий день Иван Семенович получит письмо от Леонида Витальевича, которое будет заканчиваться словами: «Спасибо, что вы такой».

В числе преданных поклонников артиста был Иосиф Виссарионович Сталин. Певца несколько раз даже будили среди ночи, доставляли в Кремль, чтобы он, с риском потерять голос, без распевки, исполнял свои лучшие партии «отцу народов». Однажды Козловский отказался приезжать, заявив, что заболел. Сталин ответил: «Пусть хохол бережёт свой голос, мы ему с Берией споём!». И ведь на самом деле спели.

Есть известная байка о том, что Иван Козловский просился в заграничные гастроли, но Сталин лично не отпустил его, боясь, что тот не вернется. «Проси все, что хочешь, не проси только поездок за границу», — сказал ему Сталин.

«Сырихи» боролись за конфеты, надкусанные Козловским

Поклонницы Козловского — отдельная тема. Иван Семёнович любил прогуливаться по Тверскому бульвару в окружении своих поклонниц. Он шёл чуть впереди, а они — поодаль. В начале бульвара был кондитерский магазин. И, выходя на прогулку, Иван Семёнович покупал там кулёк шоколадных конфет. Шагая по бульвару, он медленно доставал конфетку, откусывал её, а вторую половину кидал назад.

Иван Козловский, 1947 год. Фото: РИА Новости/ Анатолий Гаранин

Сзади в эти моменты творилось неимоверное столпотворение — все пытались получить такой приз.

В период соперничества теноров Сергея Лемешева и Ивана Козловского у каждого из них были свои группы почитательниц. Поклонниц Лемешева называли «лемешистками», а Козловского — «козловитянками».

Фанатки певцов проявляли себя эмоционально: устраивали 15-минутные овации, выпрыгивали из лож, осаждали кумиров в гримерках, преследовали певцов повсюду и даже устраивали между собой драки, за что нередко попадали в милицию.

На театральном сленге поклонниц Козловского называли «сыры» или «сырихи». Одна из версий, откуда пошло это название, такая: поклонницы вычислили любимый сорт сыра певца, который он покупал в Елисеевском магазине.

Они не оставили своего кумира даже после ухода со сцены театра. Козловский ещё долгое время продолжал ездить по стране с концертами, а за ним следовали его верные «сырихи».

Иван Козловский, 1982 год.
Иван Козловский, 1982 год. Фото: РИА Новости/ Юрий Абрамочкин

Рождение нового Козловского

Будучи натурой артистической, Иван Семенович очень ценил юмор, обожал шутки и розыгрыши. С удовольствием участвовал в театральных капустниках. Летом 1934 года он в очередной раз проводил летний отдых в Мисхоре, в здравнице работников искусства. Однажды у открытой веранды здравницы собралось несколько сотен зрителей. А всё потому, что её постояльцы решили отпраздновать десятилетний юбилей пребывания Ивана Семёновича в Мисхоре.

«Гвоздём» программы должен был стать молодой актёр детского театра. Слух о его феноменальных вокальных данных распространился с потрясающей быстротой. Иван Семёнович сидел в зрительном ряду, но после появления актера демонстративно удалился. Под южным небом зазвучала ария индийского гостя из оперы «Садко». Слушатели были поражены мастерством юного исполнителя. Манера, тембр голоса, всё говорило о рождении нового Козловского. К концу арии публика разразилась овациями. В этот момент из-за ширмы, стоящей в глубине сцены, с невозмутимым видом вышел Иван Семенович Козловский и очень мило раскланялся со зрителями. Розыгрыш удался.

Антонина Нежданова (слева) и Иван Козловсктй в опере Рихарда Вагнера «Лоэнгрин». Фотография 1932 года из собраний Дома-музея А. В. Неждановой.
Антонина Нежданова (слева) и Иван Козловский в опере Рихарда Вагнера «Лоэнгрин». Фотография 1932 года из собраний Дома-музея А. В. Неждановой. Фото: РИА Новости

Горислава пришла первой

Иван Семёнович с детства любил лошадей и был завсегдатаем на ипподроме. Однажды, уже будучи солистом Большого театра, он на спор принял участие в скачках и на лошади по кличке Горислава взял первый приз, чем гордился всю свою жизнь. Все наездники-профессионалы удивлялись, как эта лошадь прошла без проскачки, а Иван Семёнович просто пел ей всю дорогу. Она так прошла от удивления. Все её дёргали, а Козловский нашёл к ней ключ. Может быть, потому и пел, что лошадь звали Горислава (героиня Горислава была пленницей Ратмира в опере «Руслан и Людмила» Михаила Ивановича Глинки по одноимённой поэме Александра Сергеевича Пушкина с сохранением стихов подлинника — прим. ред.).

«Почему мы не поём с тобой, Вася?»

Иван Семёнович Козловский. Человек-легенда, чьё имя всегда вызывало восхищение и благоговение. Его обожали, боготворили, ему поклонялись. Но работать с ним было непросто. Однажды Иван Семёнович спросил своего друга, дирижёра Большого театра Василия Васильевича Небольсина: «Почему мы не поём с тобой, Вася?». «Для того чтобы нам не поругаться с тобой, Ванечка», — ответил Иван Семёнович. И всё-таки совместная работа двух великих музыкантов состоялась. Это был Шарль Гуно, каватина Фауста из оперы «Фауст». Исполнял Иван Семёнович Козловский и оркестр Большого театра под управлением Василия Васильевича Небольсина.

Незадолго до войны Иван Семёнович Козловский и Елена Андреевна Степанова получили приглашение на гастроли в Тбилиси для участия в Вердиевском «Риголетто». Оперу исполняли на русском языке. Окрылённый горячим приёмом грузинской публики, Иван Семёнович спел песенку герцога на бис по-итальянски. Публика взорвалась. Партнёры и оркестр замерли. И тогда он запел арию в третий раз. По-грузински! Что творилось в зрительном зале, передать невозможно.

Юбилейный вечер, посвященный 80-летию известного советского певца, народного артиста СССР, лауреата Государственных премий СССР, Героя Социалистического Труда И. С. Козловского. Иван Семенович Козловский во время вечера. Государственный академический Большо́й театр СССР.
Юбилейный вечер, посвященный 80-летию известного советского певца, народного артиста СССР, лауреата Государственных премий СССР, Героя Социалистического Труда И. С. Козловского. Иван Семенович Козловский во время вечера. Государственный академический Большо́й театр СССР. Фото: РИА Новости/ Юрий Сомов

«Это в консерваторию»

Оставив театральную сцену в полном расцвете творческих сил, Иван Семёнович ещё более 30 лет продолжал восхищать публику как выдающийся камерный певец. Его репертуар насчитывал более 400 романсов и народных песен. Концертмейстер Большого Театра Константин Костырев вспоминает: «Я не забуду свой трепет и страх, когда впервые аккомпанировал ему. Не помню уж, как я играл, но, кажется, он остался доволен. Хотя аккомпанировать ему всегда было трудно, так как пел он очень свободно. Меня это смущало. И я, бывало, говорил ему: «Иван Семенович, здесь пауза, здесь точка, здесь перемена темпа». На что он всегда лукаво с улыбкой говорил: «Это в консерваторию».

Благодаря Козловскому многие русские романсы пережили свое второе рождение. О нем говорили — он создал совершенно особый стиль исполнения романсов, свободный от сентиментальной фальши, максимально близкий атмосфере домашнего музицирования.

Слёзы восторга

В 1938 году под художественным руководством Ивана Семеновича Козловского был создан Государственный ансамбль оперы СССР. Этот коллектив объединил множество талантливых артистов. В роли консультантов выступили народные артисты СССР — оперная певица Антонина Васильевна Нежданова и дирижёр, хормейстер Николай Семёнович Голованов. За три года существования ансамбля было поставлено несколько опер в концертном исполнении. Опера «Жюля Масне Вертер» стала для Ивана Козловского первым режиссерским опытом. Когда он исполнял роль Вертера, девушки в зрительном зале не могли сдержать слез восторга.

Государственный академический Большой театр Союза ССР. Юбилейный вечер, посвященный 80-летию известного певца, народного артиста СССР, лауреата Государственных премий СССР, Героя Социалистического труда Ивана Семеновича Козловского.
Государственный академический Большой театр Союза ССР. Юбилейный вечер, посвященный 80-летию известного певца, народного артиста СССР, лауреата Государственных премий СССР, Героя Социалистического труда Ивана Семеновича Козловского. Фото: РИА Новости/ Юрий Сомов

«Певец милостью божьей»

Отметим, что в честь юбилея Козловского в Москве проходит целый цикл мероприятий, посвященных 125-летию народного артиста СССР. Началась эта программа 24 марта в Большом театре оперой «Борис Годунов» — партия Юродивого в этом спектакле принесла Козловскому всесоюзную славу. В конце марта в возрожденном вокально-творческом кабинете Антонины Неждановой состоялся тематический юбилейный концерт.

Цикл продолжился 22 мая — состоялся масштабный концерт «Певец милостью божьей», где прозвучали архивные записи выступлений великого тенора, а также арии в исполнении солистов Большого театра и молодых оперных певцов.

Вечер был организован вокально-творческим кабинетом имени Антонины Васильевны Неждановой в сотрудничестве с госкорпорацией ВЭБ.РФ при поддержке Минкультуры России.

Народный артист СССР, великий русский певец Иван Семенович Козловский на девятом Международном конкурсе имени П.И. Чайковского.
Народный артист СССР, великий русский певец Иван Семенович Козловский на девятом Международном конкурсе имени П.И. Чайковского. Фото: РИА Новости/ Владимир Вяткин

Эта связь не случайна — народная артистка СССР Антонина Васильевна Нежданова, легенда оперы Большого театра, почитала талант молодого коллеги Ивана Козловского. Для своего прощального вечера в Большом зале консерватории среди всех теноров Антонина Васильевна Нежданова выбрала именно его, Ивана Семеновича Козловского.

«В рамках творческих вечеров и мероприятий мы хотим большей частью показывать молодежь. Таланты заслуживают, чтобы их поддерживали», — сказал председатель корпорации развития ВЭБ.РФ Игорь Шувалов.

На концерте «Певец милостью божьей» была правнучка Козловского София Проскурякова, поделившаяся: «Мой прадед был очень гармоничным человеком, в котором было прекрасно всё, и дух, и душа, и тело, который сумел это все сберечь, сохранить и приумножить. От своих близких я знаю, что он был очень веселым, любил шутить, какие-то подколы, юмор. Любил спорт, верховую езду, плавание, большой теннис. И, конечно, музыку, театр. И был верующим человеком. Делал то, во что он верит. И прожил жизнь, во многом оставив пример того, как можно её жить. Для нашей семьи сохранять память Козловского — это большая миссия, ответственность, потому что это память не только семьи, а, можно сказать, национальная, даже и мировая. И, конечно, для нас очень радостно и приятно, что в сегодняшнее время поддерживается, отдаётся дань внимания легендам нашей истории и, вообще, культуры, таким, как мой прадед».

Поделитесь этой статьей
Комментариев нет