Нейросети на огромной скорости ворвались в нашу жизнь и стали частью повседневности. Как и где их можно применять, не табуируется ли использование ИИ учителями и почему чат-бот, объединивший в себе 11 нейросетей, — это не только удобно, но и полезно, разбираемся в нашем материале.
ИИ — ЛД[1] школьников и студентов?
Как это характерно для многих цифровых новинок, нейросети обрели популярность сначала у молодежи, традиционно более открытой к технологическим новшествам, потом у людей постарше. Но даже если в вашем телефоне еще нет отдельного приложения ChatGPT или DeepSeek, с нейросетями и их возможностями вы встречаетесь несколько раз в день. Например, ища что-то в Яндексе, который в 2024 году запустил в своем сервисе поиска функционал «Нейро». Он позволяет объединить в один ответ информацию из нескольких источников, что действительно удобно. При этом Яндекс, на минуточку, — второй по популярности поисковик в мире. Можно только представить, какое количество людей уже пользуются возможностями нейросетей, даже не замечая этого.
По данным исследования 2025 года компании NtechLab и центра «Новая эра», проведенном среди молодежи в возрасте 18-35 лет, 63 % опрошенных видят в ИИ «собеседника и друга, доброго робота». Это говорит о сформировавшемся тренде на новый вид коммуникации и восприятии ИИ как ее полноправного участника. Также порядка 30 % молодых людей уверены, что пройдёт ещё какое-то время — и человек сможет наделить искусственный интеллект эмпатией и даже душой. Столько же признались, что хотят, чтобы ИИ имел чувства.
О высокой степени интеграции технологии в молодежную среду в целом говорит и то, что большинство опрошенных (88 %) уже использовали технологии искусственного интеллекта в повседневной жизни, 85 % — в учебе или работе. При этом подчеркивается, что применение технологий носит преимущественно прикладной характер.
Таким образом, молодёжь стала самой активной и увлечённой группой пользователей нейросетей. Нынешний прорыв ИИ для неё настолько крут, что 72 % респондентов сравнили его с промышленной революцией XVIII века, ознаменовавшейся изобретением парового двигателя. Она способствовала значительному росту производительности, снижению стоимости товаров, развитию торговли и в конечном итоге привела к изменению социальной структуры общества.
Учёба vs развлечение
Одним из главных камней преткновения в теме использования ИИ является вопрос, разумно ли его применение в учебе — при выполнении домашних заданий, подготовке рефератов и для множества других задач, которые под силу искусственному интеллекту.
По результатам разных исследований, нейросети для учёбы уже используют от 50 до 85 % учащихся. Согласно опросу Skillfactory, в первую очередь для генерирования текстов. И да, еще в 2023 году 50 % опрошенных ответили, что регулярно пользуются ИИ-инструментами в учебных целях. Самыми популярными были нейросети ChatGPT (93 %), Midjourney (36 %) и Kandinsky (20 %). Эта тройка лидеров показывает три направления задач, которые решала молодёжь с их помощью. Помимо работы над текстами, это создание изображений по текстовым описаниям и коротких видео. Может ли это пригодиться в учёбе? Вполне. Для создания контента для соцсетей, впрочем, тоже.
Исследование Института изучения детства, семьи и воспитания от 2025 года дало схожий результат: каждый второй школьник или студент, получающий среднее профессиональное образование, пользуется в учёбе нейронными сетями. При этом, если обратиться к возрастной динамике школьников, окажется, что доля использующих нейросети растет на всем протяжении обучения в основной школе и достигает пика к 10 классу, когда ими пользуются уже две трети десятиклассников. Наиболее популярной нейросетью у них является ChatGPT, второе по частоте упоминаний место занимает Яндекс GPT/Яндекс Нейро, на третьем месте располагается DeepSeek.
Среди респондентов NtechLab и центра «Новая эра» 75 % используют нейросети преимущественно для подготовки текстов, 55 % — для сбора и анализа данных. В целом «ИИ — библиотека знаний» — самый популярный образ искусственного интеллекта среди молодежи. С ним согласилось 90 % опрошенных. Второй по популярности — «Освобождение человека от сложных задач» (75 %).
Вспомогательный инструмент
Что касается работы над текстами, это, конечно, удобно: сформулировал тему в ChatGPT, GigaChat или YandexGPT — и получил готовый текст. Но насколько качественной будет работа, которую вместо тебя выполнил искусственный интеллект?
«Закончилась сессия, и я с облегчением вздохнул, — рассказывает Дмитрий Котов, преподаватель кафедры общественных коммуникаций одного из столичных университетов. — Сначала я заставлял своих студентов вычищать следы ИИ из их работ, и это была долгая песня. А потом уже мы беседовали, определяя уровень знаний. Есть большая разница в том, чтобы просто распечатать текст, созданный искусственным интеллектом, или прежде поработать с этим текстом скрупулёзно — вникнуть, отредактировать. Во втором случае в голове информация останется».
Кстати, в сервис «Антиплагиат», через который сегодня «прогоняют» все студенческие работы, добавили функцию распознавания текстов, сгенерированных ИИ. А это значит, что курсовые и дипломные работы, авторы которых пользовались исключительно «услугами» нейросетей, не смогут пройти проверку.
«Как любое лекарство может и исцелить, и навредить (всё дело в том, как и в каких количествах его употреблять), так и технологические новшества могут быть и полезными, и вредными, — убеждена школьный учитель с 20-летним стажем Галина Белозёрова. — Если рассматривать нейросети не как замену человеку, а как инструмент, помогающий ему в работе, то это очень даже неплохо. Они могут помогать ученику овладевать материалом».

В каком случае происходит именно так? Когда студент или школьник смотрит на результат работы искусственного интеллекта не как на готовый продукт, а как на фактуру. Получается, что он не тратит время на долгий мониторинг, выуживая из бескрайних закромов интернета нужные факты, — это за него резво делает ИИ. А учащийся уже изучает их, отбирает наиболее веские и интересные. Или когда, получив от ИИ кучу тезисов, он самостоятельно осмысливает их и оставляет только те, с которыми, на его взгляд, можно согласиться. И, конечно, когда правит полученные тексты, делая их точнее, содержательнее и ярче. То есть, когда два интеллекта — человеческий и искусственный — работают в паре.
Пробовать и выбирать
Тот, кто не зацикливается на одной нейросети, а использует сразу несколько, знает: на один и тот же вопрос они отвечают по-разному. Вернее, ответы могут быть схожи в общей части, но различаться в нюансах. К примеру, на запрос «что можно сказать о современном тренде на искренность» одна небезызвестная колонка со встроенным ИИ анализирует причины его возникновения, социальное значение, сферы, в которых он проявляется наиболее ярко, а ChatGPT, помимо общей информации о тренде, делает в своем ответе больший упор на примерах его проявления в брендинге, маркетинге и корпоративной культуре.
Таким образом, взаимодействие с несколькими нейросетями может помочь найти больше информации и отобрать наиболее существенную, что созвучно с принципом применения ИИ, который одобряется преподавателями: получайте ответы искусственного интеллекта, анализируйте их, прикладывая усилия собственного мозга, и выбирайте, что использовать.

Полезно применять разные нейросети как для нахождения ответов на один вопрос, так и понимая, в чем сильные стороны каждой, использовать разные нейронки для решения различных задач. В этом смысле удобно, когда все они под рукой — к примеру, в одном чат-боте, который в июне запустил мобильный оператор Yota. Получается, что он не ограничивает выбором какой-то одной нейросети, а дает возможность попробовать разные варианты, чтобы найти лучшее решение.
В распоряжении пользователя 11 популярных нейросетей, в том числе OpenAI o3, которая на официальном сайте ChatGPT и в приложении доступна только с подпиской, две модели китайской DeepSeek, каждая из которых имеет свои сильные стороны, российская YandexGPT и бесцензурная Grok-3 Илона Маска. Также чат-бот помогает в выборе нейросети, наиболее подходящей под задачи, если ваши собственные знания в этой области пока не сильны. Например, у нейросети Claude 4, аналога ChatGPT, есть особенный функционал — она умеет работать с документами. И когда пользователь чат-бота Yota отправляет в нейросеть документ, тот автоматически переключает его на Claude 4.

«Одним из главных преимуществ нашего бота является доступ к модели OpenAI o3. Сегодня она с отрывом лидирует в большинстве мировых бенчмарков, то есть сравнительных оценках качества решения разноплановых задач для текстовых моделей. Например, в бенчмарке BIG-bench при выполнении комплекса упражнений от прохождения стратегических игр до угадывания фильмов по эмодзи. Также она показала лучшие результаты среди всех моделей в тесте ARC-AGI, разработанном для измерения „общего интеллекта“, набрав более 85 %. Подготовленные люди в среднем справляются только с 60 % заданий этого теста», — рассказал управляющий директор Yota Дмитрий Чудесников.
Кстати, работа с нейросетями через чат-бот, а не мобильное приложение гарантирует пользователям приватность. Не секрет, что приложения западных нейросетей анализируют поступающие запросы и собирают пользовательский профиль. В чат-боте ситуация иная: разработчики нейросетей не имеют доступа к информации о конечном пользователе, так как запросы к ним поступают через оператора Yota.

Ценность нейросетей огромна. Важно уметь ими пользоваться, не теряя при этом себя, — включать критическое мышление, анализировать полученные результаты. Позиция молодого поколения в этом вопросе вполне разумна. Так, согласно исследованию NtechLab и центра «Новая эра», большая часть опрошенной ими молодежи не воспринимает ИИ как бесконтрольный алгоритм, наоборот, 71 % называют его «пластилином в руках человека». Главное — лепить с умом, чтобы конечный результат был плодом вашего интеллекта, а не искусственного.
[1] «ЛД» на молодежном сленге «лучший друг»