Уже в кино.
В российском прокате идет детективный триллер «Самозванцы», где переплетаются Смутное время XVII в. и «черный октябрь» 1993 года. Каким получился амбициозный проект Марии Рейзен с новым взглядом на 90-е — рассказывает кинообозреватель sololaki Елизавета Казакова.
«Самозванцы» (фильм, 2025)
Жанр: драма.
Режиссер: Мария Рейзен.
Актеры: Линда Лапиньш, Сергей Шакуров, Ильдар Гайнутдинов, Егор Бероев, Анна Михалкова и другие.
Осень 1993 года. Журналистка телекомпании «ВИD» Лиза Корчакова (Линда Лапиныш), не успевшая перевести дух после репортажа о визите Майкла Джексона в столицу, получает срочное задание. В подмосковной Пахре найден мертвым известный советский режиссер Борис Берков, который когда-то был ее наставником. Вооружившись блокнотом и взяв под ручку оператора Лешу (Сергей Шакуров), Лиза отправляется на место трагедии, чтобы снять прощальный сюжет.
В доме журналисты обнаруживают тайную киностудию, где последние несколько лет затворничества Берков трудился над фильмом «Борис Годунов». Просматривая кассеты, главная героиня находит жуткие параллели с трагедией, разворачивающейся буквально в прямом эфире, и решает закончить детище своего учителя.
«Самозванцы» — тот самый скромный фильм из репертуара кинотеатров, теряющийся среди громких премьер и популярных франшиз. Заметить его в одном ряду с «Миссией невыполнима», «Лило и Стичем» и «Балериной» не так просто. Я же вижу киношные алмазы невооруженным взглядом, и дебютный полный метр документалистки Марии Рейзен — один из таких.
Критики пророчили, что в 2025-м «бум» на ностальгию по эпохе 90-х затихнет. Но, кажется, тоска по прошлому и переосмысление лихих годов даже не планируют исчезать с больших и малых экранов. Беспредел, бандиты и Борис Ельцин продолжают триггерить и зрителей, и кинематогрфистов. Создатели «Самозванцев» предлагают искушенной публике взглянуть на пресловутое десятилетие под новым углом — через строки поэмы «Борис Годунов» и рассуждения о цикличности истории. Получилось настолько смело и сильно, что картина несколько дней не выходит из головы.

С первых и до последних секунд фильм сопровождается документальной хроникой событий октября 1993-го: танки в Москве, беснующиеся толпы людей, омоновцы с автоматами, вещающий о демократии Борис Николаевич. Трясущиеся кадры, обрывки старых репортажей и записи телепередач на фоне работают, как саундтрек — в ленте практически нет музыкального сопровождения. Чем дальше продвигается сюжет, тем сильнее зритель падает в хаос вместе с главной героиней. На протяжении всего фильма я не могла избавиться от нарастающего чувства тревоги. «Самозванцы» создают сильнейший сапсенс, используя лишь реальные кадры вперемежку со сценами из работы покойного режиссера. Сильная духом журналистка в исполнении Линды Лапиныш выступает мостиком между прошлым, настоящим и вымышленным.
По мере погружения в незаконченный фильм Беркова, Лиза словно попадает в иную реальность: на кассетных записях персонаж Годунов в образе дона Корлеона рассуждает о лжеправителях у власти, а Смутное время перекликается с анархией после развала СССР. Позже она приходит к мысли, что страна всегда находится в состоянии Смуты, а каждый из ее жителей, включая саму Лизу, своего рода самозванец.

Однако все преимущества фильма, в частности, амбициозная задумка и блестящее визуальное исполнение, наталкиваются на айсберг проблем. С финальными титрами вспыхивает острое чувство недосказанности, словно самые важные идеи и выводы остались за кадром. Вероятно, об этой странице истории еще не принято говорить вслух, особенно с больших экранов.
«Самозванцы» буквально разрываются между основными сюжетными линиями: расследование смерти режиссера, государственный кризис, личная драма журналистки, загадки пушкинской трагедии и прочее. Скомканный в 1,5 часа хронометраж просто физически не позволяет раскрыть каждую составляющую, что сильно мешает полноценному восприятию и глубокому погружению в историю.

Это хороший фильм для тех, кто желает утолить жажду по 90-м и поразмышлять о политических кризисах, ходе времени и силе искусства. Картина Марии Рейзен оставляет нас с интересными концептом и размытыми формулировками, которые после просмотра предстоит докрутить самостоятельно.
Сюжет | 8 |
Динамика | 6 |
Зрелищность | 6 |
Актеры | 9 |
Итоговая оценка | 7 |
Еще больше о новинках кино и сериалов