Что не так?
Сейчас рынок ледовых шоу в России перенасыщен. У публики нет запредельного интереса, билеты банально не продаются. Из-за этого пиар и привлечение внимания необходимо. Алина Загитова для своего нового проекта «Ассоль», премьера которого состоялась в пятницу, 27 июня, провела масштабную рекламную кампанию. Она показывала весь процесс создания, говорила многих громких слов об уникальности, даже пригласила свою главную соперницу Евгению Медведеву.
Все это создало обширный контекст, который раздул ожидания от самой постановки. Из-за этого рассматривать «Ассоль» вне этого очень сложно — ассоциативный ряд выстраивается сам по себе, слова сравниваются с действиями, а сюжет заставляет зрителя думать о личности создательницы. Только надо понимать, что ледовые шоу — это массовая история, которая создается не только для фанатов. Поэтому интересно разобраться в постановке отстраненно, получилось ли создать универсальный продукт, который может привлечь обычного зрителя.
Заявленный жанр — рок-мюзикл. В России именно он не так активно представлен, больше популярны обычные мюзиклы и рок-оперы. «Ассоль» должна работать как синтез этих двух направлений. Если правильно трактовать жанр, то он уникален в том, что благодаря действию можно показать разные стили рок-музыки, от классических представителей до специфического звучания.
Именно в этом аспекте постановка не дожала. Получился классический мюзикл, в котором звучат оригинальные композиции, а через песни зрители понимают, что происходит на льду. Была и поп-музыка, и речитативы, но рок только в самом начале и конце с клишированными маркерами — кожаные шорты, гитара, искры. В музыку же добавили бас, благодаря чему обычная попса звучит немного грубее, но это все еще не рок. Это очень забавно перекликается с фигурным катанием — страх экспериментировать и показать что-то по-настоящему новое.
Это не главная проблема постановки. В дебютном шоу Алины Загитовой «Хранители времени» не было внятного сюжета, а отдельные номера с трудом складывались в общую картину. Теперь же команда взяла понятный и известный всем источник — повесть Александра Грина «Алые паруса». Кажется, что теперь таких сложностей быть не должно, на руках уже есть готовый сюжет и персонажи. В мюзикле необходимо через песни и номера показать всю историю с экспозицией, конфликтом и кульминацией.
В театре и любой сценической постановке самое важное — это показать действие через диалоги и взаимодействия. Даже если персонажи просто разговаривают — в этот момент должно что-то происходить. Это основа любого сценария и пьесы, но в шоу «Ассоль» все построено иначе. Кажется, что здесь есть попытка показать все стиле «романтизм», правда, изначально Грин больше символист.

Огромную часть всей постановки занимает главная героиня и ее внутренние переживания. У Алины много сольных номеров, которые ничем не отличаются друг от друга — Ассоль думает о том, как ее не принимает общество, что с ней не так, а развития у этих мыслей и эмоций нет. В финале первого акта Загитова садится за горящий рояль и, кажется, что сейчас произойдет трансформация персонажа, но после антракта будет еще одна сцена, где риторика не поменяется.
В этом отсутствии действия и есть главная проблема шоу. Персонажи проговаривают какие-то вещи, но на льду в этот момент ничего не происходит. Здесь стоит отметить всю линию главных антагонистов — Хины и Хина Меннерс. Почти подряд идут две одинаковые сцены, как злодеи издеваются над Ассоль в детстве и во взрослом возрасте. Ничего в их словах не поменялось, будто в реальности выдуманного мира тоже произошел мгновенный тайм-скип.
Из-за этого резкое осознание героини Евгении Медведевой кажется сюжетной дырой. В один момент она все поняла и раскаялась, помогла своей сопернице, хотя не показано даже какими-то реперными точками, как произошло это радикальное изменение. Здесь же неожиданные чувства ее брата, которые никак не были показаны до. Даже в детских сказках не используют констатацию факта без «чеховского ружья». Эта сюжетная ветка полностью бессмысленная, потому что развитие персонажей проговаривается, но по факту его нет.

Артур Грей в исполнении Владимира Морозова, который тоже является главным героем, остался нераскрыт. Его серьезный конфликт с отцом и его разрешение показали за несколько минут, в паре сцен, что убило персонажа. Он стал картонкой, типичным принцем, который спасает даму в беде, а не полноценным героем истории. Зато отдельно показали, как он выбирает шелк для парусов.
В итоге весь сюжет ушел на второй план. Роль рассказчика, который должен помогать и закрывать эти дыры, абсолютно бесполезна. Алексей Ягудин просто в своей привычной манере катается, но никак не помогает сюжету — он просто есть, как и многое в этом шоу.

Видно, что большая работа была проведена с визуальной составляющей. Все персонажи внешне очень яркие, есть интересные и крутые детали в костюмах, которые выделяют их. Общая стилистика приятная и яркая, есть, что рассматривать. Только для того, чтобы это было не только картинкой, а постановкой, необходимо идти немного дальше красивых костюмов и париков.
«Ассоль» точно сильнее «Хранителей времени», но это все еще не спектакль. Ледовые шоу — это не просто переложить какой-то сюжет на лед, а полностью его переставить в совершенно другие условия. Не удалось даже довести линию героини Алины Загитовой. Она страдает одинаково и в детстве, и во взрослом возрасте, мгновенно влюбляется и все ее проблемы решаются. Кажется, что после стольких лет эволюции литературы, театра и кино, такой троп уже изжил себя. «Ассоль» про визуал, красивые декорации и костюмы, но дальше пустота и банально непроработанный сюжет.