«Синичка» зовёт. Aif.ru прокатился на элетросудне по новому маршруту

Минимальное чтение

Речной транспорт становится удобной альтернативой метро. 20 июня по Москве-реке запустили третий водный маршрут, связывающий четыре крупных района города. На электросудне прокатился и корреспондент aif.ru.

Новоспасский — ЗИЛ

20 июня 2025 года к двум уже действующим линиям добавился третий постоянный маршрут. Он пролегает от Новоспасского моста до ЗИЛа, протяженностью около 5,4 километра, и соединяет четыре крупных района — Даниловский, Таганский, Южнопортовый и Замоскворечье. Это заметно расширило карту «водной Москвы». По пути следования открылись сразу четыре новых причала: «Симоновский», «Торпедо», «Дербеневская набережная» и «Новоспасский».

Иван Феньков. Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

Как отметил первый заместитель руководителя ГКУ «Организатор перевозок» Иван Феньков, запуск третьего маршрута — это очередной шаг в развитии инновационного вида транспорта, которому дали старт в столице в 2023 году президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин.

Феньков подчеркнул, что новый маршрут будет работать круглый год, как и два первых. Он также рассказал о масштабных планах.

«Сейчас у нас всего в Москве три маршрута и предполагается, что до конца 2030-го года их будет в Москве семь. Сейчас работает 26 судов на маршрутах и действует 28 причалов», — отметил он. 

Пресс-тур на круглогодичном электросудне новой серии по маршруту №3 «Новоспасский – ЗИЛ».
Поездка на круглогодичном электросудне новой серии по маршруту №3 «Новоспасский – ЗИЛ». Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

Экология и скорость

Электросуда новой серии, вышедшие на третий маршрут, поражают своей технологичностью и автономностью. Иван Феньков уточнил, что последняя модель отличается увеличенной вместимостью и полностью состоит из российских компонентов. Он особо отметил их экологичность.

«Все суда и причалы высокого экологического класса, здесь совершенно невозможны выбросы каких-нибудь нефтепродуктов, потому что судно электрическое, оно заряжается на причалах, на которых предусмотрены зарядные станции. Сейчас есть четыре больших причала, где есть ультрабыстрые зарядные станции», — отметил он.

«Синичка» зовёт. Aif.ru прокатился на элетросудне по новому маршруту
Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

Зарядка происходит оперативно, всего за 15-20 мин., что позволяет судам эффективно выполнять расписание. По словам представителя Организатора перевозок, новый транспорт может пройти до 200 километров на одном заряде — примерно четыре-пять рейсов. 

«Синичка» зовёт. Aif.ru прокатился на элетросудне по новому маршруту
Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

Феньков пояснил, что расписание построено так, чтобы суда подзаряжались при каждом причаливании, обеспечивая стабильную работу и запас хода на случай непредвиденных ситуаций.

Прогулка на воде

За 110 мин. пассажиры проплывают мимо храмов, небоскрёбов, современных кварталов и старых построек. Причал «Новоспасский» расположен в 15 мин. пешком от метро «Крестьянская застава». Садитесь в нос катера или в хвост — именно оттуда открываются самые шикарные виды. 

Маршрут речного транспорта.
Маршрут речного транспорта. Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

Практическая значимость нового маршрута очевидна. Его основная задача, по словам Ивана Фенькова, это возрождение регулярных перевозок по Москве-реке. Маршрут от Новоспасского до ЗИЛа экономит до 40 мин. по сравнению с наземным общественным транспортом.

Оборотный рейс по маршруту занимает около 110 мин. со средним интервалом движения 20-25 мин., который в дальнейшем планируется сокращать.

Поездка на круглогодичном электросудне новой серии по маршруту №3 «Новоспасский – ЗИЛ»
Поездка на круглогодичном электросудне новой серии по маршруту №3 «Новоспасский – ЗИЛ». Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

Город в панораме

Путешествие на электросудне по новому маршруту — это настоящая экскурсия по историческим и современным достопримечательностям. Мы отправились на причал «Новоспасский», откуда и начинается новый маршрут №3. По мере того как судно идёт вдоль берега, город буквально раскрывается перед глазами. 

Руководитель научно-исследовательской службы «Музея транспорта Москвы» Никита Голованов, провел нас по историческим вехам Москвы-реки. Он начал рассказ с указа Екатерины II в 1775 году о создании первого генплана Москвы, который, среди прочего, привел к появлению водоотводного канала в 1783 году для борьбы с наводнениями. Голованов подчеркнул, что именно здесь, неподалеку от причала, сложилась первая в Москве система гидротехнических сооружений, задолго до канала Москва — Волга.

«Синичка» зовёт. Aif.ru прокатился на элетросудне по новому маршруту
Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

Путь по маршруту №3 пролегает мимо мест, имеющих глубокие исторические корни. Голованов особо выделил Новоспасский монастырь, откуда мы начали наше путешествие, а также расположенные поблизости Симонов монастырь и Крутицкое подворье. Он подчеркнул, что эти обители также были «важными точками грузооборота Москвы». Эта местность, ниже Кремля по течению, «издревле выполняла роль московского речного порта». Вскоре после отправления пассажиры смогут наблюдать впечатляющие размеры бывшей территории завода ЗИЛ.

«Она, в общем, поражает своими размерами. Если взглянуть, мы мимо нее идем уже минут 15», — рассказал Никита Голованов.

«Синичка» зовёт. Aif.ru прокатился на элетросудне по новому маршруту
Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

Правый берег реки украшен множеством старых мануфактур, выполненных в характерной красно-кирпичной архитектуре. Среди них Рябовская мануфактура и, предположительно, мануфактура Цинделя в современных Даниловском и Донском районах. На фоне современного городского пейзажа выделяется Шуховская (Шаболовская) башня — подлинный памятник архитектурного авангарда, гипероболоидная конструкция, также расположенная по правому берегу реки. Мы также проплываем мимо здания Академии водного транспорта. Голованов упомянул, что оно, возможно, не отличается выразительной архитектурой, но является исторически значимым местом.

«Синичка» зовёт. Aif.ru прокатился на элетросудне по новому маршруту
Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

«Там на протяжении практически 50 лет находился второй по счету Московский речной вокзал», — отметил он. — Мне нравится мысль о том, что вся вот эта местность, от Кремля, в частности, от Пролетарской до ЗИЛа и ниже по течению издревле связана с речным транспортом».

Именно здесь, в конце XIX века, зародилось и прогулочное речное сообщение, когда появились небольшие «пароходы», катавшие людей за деньги. Голованов отметил, что первое упоминание об этом встречается в путеводителях по Москве 1870-х годов. Позднее, в 1930-х, открылся Северный речной вокзал, затем Южный, и теперь, благодаря современным электросудам, эта традиция получает новое развитие.

«Синичка» зовёт. Aif.ru прокатился на элетросудне по новому маршруту
Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

 «Конечно, это приятно и радостно, что город обратил свое внимание на реку. И то, что сегодня город закупает новые современные электросуда, аналогов которым действительно нет, наверное, нигде в мире», — подчеркнул он. 

Навигация будущего: взгляд капитана

Управлять такими инновационными судами — задача для настоящих профессионалов. Мы пообщались с капитаном-сменным механиком электросудна «Чечера» Сергеем Малышевым. Он рассказал о значительном отличии новых судов от старых.

«Синичка» зовёт. Aif.ru прокатился на элетросудне по новому маршруту
Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

«Конечно, суда очень разительно отличаются по управлению, потому что старые суда у нас поставлены в классический винторулевой комплекс, то есть там и винты, и рули отдельно. Здесь у нас на судне стоят винторулевые колонки», — объяснил Малышев.

Он подчеркнул, что новое судно управляется «просто изумительно», позволяя развернуться на месте за счет одного двигателя, чего невозможно на старых моделях. Винторулевые колонки обеспечивают полный оборот на 360°.

Малышев отметил, что для новых капитанов, привыкших к старым рычагам и манипуляторам, управление электросудном первое время вызывает удивление, так как здесь «компьютеризация полная», с управлением через сенсорные кнопки. Органы управления тоже изменились.

«У нас блок управления поворота, то есть у нас и обороты, и угол поворота судна задается одной рукой», — поделился он. 

«Синичка» зовёт. Aif.ru прокатился на элетросудне по новому маршруту
Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

Помимо улучшенной маневренности, новые суда предлагают повышенный комфорт. Сергей Малышев сообщил, что вместимость увеличена до 56 человек (на старых было 50). Несмотря на все нововведения, автопилота на судах нет.

«Речка не статична, она не как дорога, здесь всего не учтешь, тут ветер, течение, встречные теплоходы, много нужно учитывать, и автопилот здесь вряд ли справится, без человека никак», — рассказал капитан. 

Для обеспечения безопасности и удобства капитана на судне установлены камеры кругового обзора, которые можно настраивать, выделяя отдельные зоны. Максимальная скорость новых электросудов достигает 22 км/ч, хотя на Москве-реке действуют ограничения, например, по центру — около 12-15 км/ч, а для электросудов, по словам капитана, они поднялись до 18 км/ч.

«Синичка» зовёт. Aif.ru прокатился на элетросудне по новому маршруту
Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

Удобство и доступность

Новый маршрут от Новоспасского до ЗИЛа занимает около 55 минут в пути, в зависимости от расписания. Электросуда работают ежедневно с 07:00 до 23:00. Проезд на электросудах «Синичка» остается таким же доступным, как и поездка в метро. Стоимость билета составляет 50 рублей при оплате картой «Тройка» или банковской картой. Важным преимуществом является возможность бесплатной пересадки на другие виды транспорта в течение 90 минут.

Для детей до семи лет, пенсионеров, школьников, студентов и других льготных категорий предусмотрен бесплатный проезд, действующий по тем же правилам, что и на других видах общественного транспорта. Поездки на электросудах включены в абонементы «Единый», «90 минут», «ТАТ», а также доступны по студенческим картам.

Поделитесь этой статьей
Комментариев нет