Насколько сильно мы боимся потерь? Рассмотрим этот феномен на примере игры в кости.
«Потом пожалеешь!» — один из самых распространенных механизмов, регулирующих наше поведение. Эти «контролеры» с нами с тех времен, когда мы только начали выходить из мира животных, развивать вторую сигнальную систему и кору головного мозга. Благодаря ей человек может действовать осознанно, что расширяет выбор и повышает адаптацию. Но и до сих пор среднестатистический человек чаще предпочитает избежать неприятностей, а не рискнуть и получить желаемое. Однако эта склонность зависит от некоторых факторов.
Будем мы бороться со своим страхом или нет, правильного решения нам никто не подскажет, но, по крайней мере, мы можем действовать со знанием дела — уж если у человека есть этот дар, нужно его использовать. Предлагаем погрузиться в одну из областей психологии: изучить феномен сожаления, взяв за основу книгу «Achievement Relocked» Джефф Энгельштейна, исследователя и преподавателя игрового дизайна в Нью-Йоркском университете.
Один из главных стимулов человеческого поведения — попытка избежать сожаления о своих поступках и решениях. Как именно люди выбирают между альтернативами, вероятности различных исходов в которых известны, описано в теории перспектив и неприятия потерь. Ее авторы Дэниел Канеман и Амос Тверски вначале считали, что в основе поведения людей, которое они подробно изучали, лежит только избегание сожаления. В ходе последующих экспериментов выяснилось, что этот феномен не может объяснить все случаи, и пришли к более широкой картине закономерностей.
Давайте рассмотрим простую игру, которая проливает немного больше света на поведенческую психологию.
У экспериментатора есть две игральные кости — одна красная, другая синяя — и две одинаковые чашки. Он тайно кладет по одному кубику под каждую чашку (без обмана), перемешивает их и просит вас выбрать стакан с красным кубиком. Никто не видел, как он положил кубики, поэтому у вас нет абсолютно никакой информации, на которой можно основывать решение. Если вы сделаете правильный выбор, получите 5000 рублей. Если нет — не получите ничего.
Допустим, вы выберете чашку справа. Ведущий подвинет ее к вам, но заглянуть под нее не позволит.
Затем последует вопрос: хотите ли вы поменять решение и выбрать стаканчик слева?
Как вы поступите? Большинство людей этого не делают; согласно исследованиям, около 90 процентов не меняют чашку. Почему? Вероятность того, что вы правы, 50 на 50, так почему бы не рискнуть?
shutterstock.com
Есть две причины подобного поведения. Во-первых, виноват эффект обладания, согласно которому, как только вы осознаете, что владеете предметом, он незаметно становится вашим — и приобретает большую ценность для вас, чем эквивалентный объект, который вы своим не считаете. Как только человек выбирает чашку, он сразу признает ее своей — она ему дороже, чем другая. Перемещение чашки поближе к вам усиливает этот эффект, поскольку она попадает в ваше личное пространство.
Вторая причина заключается в том, что с психологической точки зрения одной из движущих сил наших действий является стремление свести к минимуму сожаление. Если мы делаем выбор и он оказывается неверным, мы чувствуем себя плохо. Но что если мы сделаем выберем чашку, затем поменяем ее, а потом узнаем, что наше первое решение было на самом деле правильным? Нам станет еще обиднее и хуже. Мы знаем эту свою особенность, и поэтому, когда нам предоставляется возможность отказаться от первого стакана, это не очень привлекает нас.
Мы можем выяснить, насколько хуже мы себя чувствуем, если меняем выбор и ошибаемся, с помощью простого эксперимента.
Напомним, что в описанной выше игре, если вы выберете стакан с красным кубиком, вы выиграете 5000 рублей. А теперь предположим, что правила игры изменились. После того как вы сделали свой выбор, вам также дают возможность переключиться на другую чашку. Но теперь, если вы окажетесь правы, вы выиграете уже 7000 рублей. Если вы останетесь при своем первоначальном мнении и окажетесь правы, все равно получите денежный приз в размере пять тысяч рублей. Стали бы вы при таких правилах менять свой выбор?
Согласно экспериментам, большинство людей все равно выбор не поменяют.
А что, если вам предложат 10000 рублей, если вы поменяете решение и угадаете где красная игральная кость? Или может, 15000?
Исследователи проводили подобные психологические тесты, и результаты оказались весьма впечатляющими. При умножении денежного вознаграждения в три раза 50 процентов людей все же выбирают другой стакан. При 10-ти кратном увеличении приза выбор меняют уже 90 процентов людей.
Подобные эксперименты, кстати, являются одним из методов, с помощью которых исследователи выясняют, насколько сильным является для людей неприятие потерь.
Вот как об этом говорит Джеффри Энгельштейн:
«Когда я учился в школе и сдавал экзамены с несколькими вариантами ответов, учителя мне всегда советовали придерживаться своего первого выбора, который я делал инстинктивно, а не переходить к другому. Теперь я убежден, что этот совет не работает: он не дает нам больше шансов выбрать правильный ответ, но заставляет нас психологически чувствовать себя лучше, чем если бы мы ошиблись и узнали, что наш первоначальный выбор был правильным. Я же предпочел бы лучше ошибиться, чем отказаться от правильного ответа!».
Обложка: shutterstock.com
Источник статьи: How Fear of Regret Influences Our Decisions
Больше на Онлайн журнал sololaki
Subscribe to get the latest posts sent to your email.