Пассажир не может требовать компенсации за авиабилет на том основании, что отказался от рейса из-за болезни члена семьи или близкого родственника, совместный перелет с которым не планировался. К такому выводу пришел Конституционный суд РФ, отказавший в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Б. на нарушение ее прав Воздушным кодексом РФ и Федеральными авиационными правилами.
В январе прошлого года Б. купила билет с невозвратным тарифом авиакомпании «Смартавиа» на 17 февраля из Санкт-Петербурга в Самару, на 19 февраля – обратно. Однако затем она уведомила перевозчика о невозможности вылета в связи с болезнью ее ребенка и запросила возврат денег. Авиакомпания перевела на счет Б. только 2,8 тыс. руб. за рейс из Самары в Санкт-Петербург, а в сумме 2,3 тыс. руб. за перелет из Питера в Самару отказала. Пассажира это не устроило, и он обратился в суд с требованием о взыскании со «Смартавиа» убытков, штрафа и компенсации морального вреда. Первая инстанция в удовлетворении иска отказала, решение также оставили в силе апелляция и кассация. Основание – Б. покупала авиабилет только для себя, перелет с ребенком не предполагался. Кроме того, лист нетрудоспособности по уходу за больным охватывал только даты обратного рейса, документ не доказывает невозможность отправиться из Санкт-Петербурга в Самару.
Истец не оставил попыток отстоять свою позицию и апеллировал к Конституционному суду на предмет соответствия Конституции РФ положений Воздушного кодекса и Федеральных авиационных правил. Ведь в этих документах не предусмотрен вынужденный отказ от перевозки по обстоятельствам, в которых оказалась Б.
«Конституционный суд не стал рассматривать жалобу, так как это не относится к его компетенции. Воздушным кодексом и Федеральными авиационными правилами регулируются договорные отношения между перевозчиками и пассажирами. Тот факт, что в этих нормативах ограничен перечень оснований для возврата денег, нельзя считать нарушением конституционных прав граждан», – поясняет основатель юридического агентства «Персона Грата», вице-президент РСТ Георгий Мохов.
Пассажирам перед покупкой авиабилетов желательно детально ознакомиться с условиями бронирования. Особенно – по невозвратным тарифам: иметь в виду, что вернуть всю или часть уплаченной суммы можно лишь в случаях болезни, смерти близкого родственника, призыва на военную службу или заключения контракта с Минобороны.
Специалист также обращает внимание на то, что сейчас активно разрабатываются поправки в правила предоставления гостиничных услуг в части введения невозвратных бронирований номеров в отелях. При этом законодатели во многом опираются на положения Воздушного кодекса, высока вероятность, что в нормативе будут точно такие же исключения, когда для гостей все же предусмотрен возврат денег при незаезде или отказе от заселения.
Больше на Онлайн журнал sololaki
Subscribe to get the latest posts sent to your email.