Понять вкусы массового советского зрителя по спискам самых кассовых фильмов практически невозможно. В разные годы лидерами рейтинга становились фильмы различных жанров — военные драмы, исторические эпопеи и комедии (в основном Леонида Гайдая). Мелодрамы тоже поучаствовали в этом соревновании — «Москва слезам не верит» была вполне себе хитом, а мексиканская «Есения» вообще удерживает абсолютное лидерство по количеству зрителей среди всех выпущенных в СССР картин. Но где-то рядом с «Есенией» стоит фильм вполне мужского жанра — боевик 1980 года «Пираты ХХ века».
Сценарий от Говорухина
Появлению этой картины советские зрители обязаны двум обстоятельствам. Где-то во второй половине 1970-х в газетах СССР промелькнула заметка о нападении пиратов Средиземного моря — да, такие тогда ещё водились — на итальянский корабль с грузом урана. Судьба урана вроде бы неизвестна, он куда-то пропал, но сам факт такой ситуации почти в центре Европы вызвал интерес советских кинематографистов. И два режиссера — Станислав Говорухин и Борис Дуров — написали сценарий, в котором пиратам противостоят советские моряки. Говорухин, правда, снимать этот фильм отказался сразу — он уже работал над «Место встречи изменить нельзя» и не хотел отвлекаться. А Дуров — до этого он был соавтором Говорухина по «Вертикали» и автором ещё нескольких не столь известных картин — решил довести замысел до конца.
Провести сценарий через худсоветы киностудии оказалось нетривиальной задачей — в процессе из сценария исчез уран, который заменили на опий для фармацевтики; против опия тоже были возражения, но его удалось отстоять. Ну а заодно место действия сместилось в очень отдаленный регион — в Южно-Китайское море, подальше от Европы. В таком виде сценарий всё-таки был утвержден, и Дуров приступил к подбору актеров.
Мускулы Еременко
Определенную роль в формировании актерского состава «Пиратов» сыграла идеология. В СССР долгое время рассматривали иноземное карате как нечто чуждое идеалам коммунизма, предпочитая развивать собственные виды боевых искусств — дзюдо и самбо. Но в те годы вышло небольшое послабление, у каратистов, которые всё же в Советском Союзе были, появилась собственная ассоциация, клубы и секции вышли из подполья — и Дуров воспользовался этим по полной программе. Так, исполнитель роли пирата Салеха актер Талгат Нигматулин как раз занимался восточными единоборствами, а роль советского моряка боцмана Матвеича сыграл Тадеуш Касьянов — один из тех, кто и стоял у истоков советского карате. Касьянов заодно отвечал и за постановку боевых сцен, а его ученики играли в массовке.

Чуть больше проблем оказалось с исполнителем главной роли — старшего механика Сергея, которому по сценарию приходилось нести на своих плечах основной груз борьбы с захватившими советское судно пиратами и спасения экипажа. Первоначально Дуров рассматривал кандидатуру малоизвестного актера из Литвы Костаса Марининас, а Николая Еременко-младшего, который решил предложить свои услуги, даже не хотел допускать до проб. Дело в том, что у Еременко сложился не тот имидж, который нужен был героям боевиков — он не так давно снялся в фильме «Красное и чёрное» по Стендалю, сыграл влюбленного в принцессу художника в фэнтезийном мюзикле «31 июня». Но актер сумел убедить режиссера — просто продемонстрировал ему свою мускулатуру и получил свою звездную роль.

Мужчины работают без дублеров
В Южно-Китайское море съемочная группа, разумеется, не поплыла, а всю натуру нашли на юге страны. Порт, в котором сухогруз «Нежин» получает ценный товар — это порт города Жданов (сейчас — Мариуполь); «Нежин» — это сухогруз «Фатеж», который тогда был приписан к Азовскому морскому пароходству. Второй, пиратский корабль нашли там же — им стал теплоход «Адмирал Лунин», позже проданный в Грецию и затопленный в 1995 году. Остальные места снимали в Крыму — в части сцен искушенные зрители могли узнать окрестности Коктебеля и поселка Оленевка с мысом Тарханкутом. Ну а Голубая бухта у поселка Новый свет вообще была излюбленным местом советских киношников — до «Пиратов» в ней снимали «Человека-амфибию» и «Три плюс два».

Еременко почти все трюки в фильме он выполнял без дублеров — даже дрался с Нигматулиным сам, хотя тот у тому времени уже был чемпионом Узбекистана по карате. Актер вспоминал, что те драки оставили у него множество отметин — были синяки, ссадины и выбитые кости. Он даже сам спасал женщин с тонущего «Нежина» — правда, каюты с водой снимали в бассейне ялтинской гостиницы, где построили масштабные декорации. А вот актрисы, героинь которых он спасал — Наталья Хорохорина (буфетчица Маша) и Майя Эглите (библиотекарь Айна), — от плавания под водой отказались, и их дублировала девушка-водолаз.

В прокат фильм вышел в июле 1980 года. Тот год был богат на кассовые релизы — даже у занявшей четвертое место картины «Петровка, 38» было 53,4 млн проданных билетов. Ну в тройке сильнейших оказались «Экипаж» Александра Митты (71,1 млн) и «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова (84,4 млн). Ну а «Пираты XX века» за год посмотрели 87,6 млн зрителей; по некоторым данным, фильм ещё года четыре можно было увидеть в кинотеатрах — конечно, не во всех, но всё равно ситуация неординарная. В итоге, к 1990 году его аудитория составила около 120 млн человек — треть населения Советского Союза. Что любопытно — вскоре после выхода этого фильма карате снова попало под запрет, но «Пиратов» с проката никто убирать и не подумал.