За редким исключением.
С началом отстранения российских фигуристов в привычном календаре появились новые соревнования, чтобы сохранить привычный по длине и наполненности сезон. Теперь он даже выглядит более насыщенным, чем когда-либо. Фигурка у нас в стране только развивается, тогда как в мире стагнирует. В марте традиционно проходит турнир шоу-программ «Русский вызов». Как и со всеми экспериментальными форматами, ему необходимо время устояться, понять, что работает, а что нет, чтобы получился по-настоящему качественный старт, который каждый год будут ждать и участники, и болельщики.
Изначально казалось, что нынешняя версия будет сильно отличаться. Четко ограничили возраст участников, потому что среди зрителей гуляло серьезное недовольство двумя победами Алексея Ягудина с довольно спорными постановками. И это сработало — было больше действующих спортсменов, которых очень ждали.
Также решили сделать более прозрачную систему судейства, где в итоговую оценку входят голоса жюри из мира искусства, фигурного катания и зрителей на трибунах. Раньше болельщики могли подарить только приз зрительских симпатий путем голосования. Здесь же они могли повлиять на главный титул, который ценится в разы сильнее. Если в тройке лидеров не было больших сюрпризов, то локально мнения зрителей и судей во многом разошлись.
Больше всего ожиданий было связано с прописанными условиями для конкурсных номеров. В регламенте четко сказано:
«Показательный номер должен способствовать созданию атмосферы праздника, пробуждать у зрителей добрые и положительные эмоции, удивлять мастерством и поднимать настроение. Любое творческое, техническое и музыкальное решение — без ограничений, с одним условием: доставить людям радость!»

В итоге это стало самой серьезной темой для обсуждения. Лирические композиции всегда были «классикой» фигурного катания, и на турнире шоу-программ они оценивались намного лучше, что также вызывало волну недовольства. Собственное, поэтому организаторы и ввели такое правило в качестве эксперимента. Вот только они же сами и не справились с самой простой задачей — отобрать заявки, которые соответствуют тематике.
Например, что в заявке написала Анна Щербакова, когда готовила свой номер? Она не показала ничего нового, не использовала все возможности, а показала свой обычный показательный про страдания и боль. Такой же вопрос хочется задать многим фигуристам. Особенно смешно слушать оправдания Александры Степановой и Ивана Букина, когда зрители уже точно поняли, что их обманули с таким регламентом:
«Мы много думали над тем, какой бы номер нам поставить. Понятно, что нужно было что-то веселое, наверное, задорное. Но, мы все-таки приняли решение немного пойти наперекор, сделать то, что нам по душе. Номер о любви», — сказала Степанова.

Только вот они не пошли наперекор, а сделали свой обычный гала-номер, показали отсутствие какого-либо желания развиваться. И это главная проблема фигурного катания, которая явно прослеживается на «Русском вызове». Все работают по принципу «это работает» и продолжают кататься под лирику без желания ее превратить во что-то стоящее. Создать праздник на льду, театральную постановку, экспериментировать — наши спортсмены слишком ленивые и пугливые для такого. Лишь единицы способны раз за разом выходить из зоны комфорта. Просто посмотрите, насколько разнообразна линейка его программ. Он катает все, причем даже занимается новаторством. Вспомните его короткую программу нынешнего сезона в стиле электро-хаус, которая стала хитом.
И судьи только подпитывают это понимание, что здесь, несмотря на регламент, не принимаются эксперименты. Лучше выйти, красиво покататься с грустным выражением лица, а можно еще и сыграть в дешевую манипуляцию, как в случае с Татьяной Волосожар и Максимом Траньковым.
Особенно обидно за Матвея Ветлугина. Его немногочисленные показательные, выступление на первом «Русском вызове» показывают весь масштаб идей, которые есть в голове у фигуриста. Здесь же он всю свою природную артистичность и нереальное катание направил на то, чтобы показать копию постановки Ягудина. Особенно огорчает, что с такой абсолютно пустой и по-настоящему пошлой работой он долго лидировал по судейской оценке.

Из-за этого 4,5 часа турнир смотреть очень сложно. Точно нужно сокращать число участников, потому что половина точно не покажет ничего интересного. Год назад Станиславу Константинову развернули буквально на репетиции за «несоответствие». В этом же году многих не только пропустили, но и поставили наверх турнирной таблицы.
Это печально, но и гала-вечер после чемпионата России, и турнир «Русский вызов» не имеют ничего общего с настоящей концепцией шоу. Оно только культивирует консервативность фигурного катания и показывает даже самым талантливым и ярким: «здесь никому не нужны ваши эксперименты, скатайте трагедию, доведите нас до слез, а мы похвалим». Как обычно, на зрителей всем все равно, турнир же делает не для того, чтобы «доставить людям радость».

Больше на Онлайн журнал sololaki
Подпишитесь, чтобы получать последние записи по электронной почте.