У экскурсоводов и их клиентов прибавится прав и обязанностей. Правительство РФ внесло изменения в правила оказания подобных услуг, принятые 2,5 года назад.
Гидам придется больше говорить: объем информации, который они должны донести до туриста перед выходом на маршрут, существенно увеличился. И да, обо всех услугах, оплачиваемых дополнительно, тоже придется сообщать заранее. А еще перечислять, какие льготы может получить клиент, и рассказывать, как от туриста зависит качество оказываемых ему услуг и почему по его вине тур может не состояться.
Туристов же обязали заранее извещать организатора, есть ли у них медицинские противопоказания или другие причины, которые могут помешать экскурсии.
При этом в правила внесли пункты, позволяющие гиду отказаться от заключения договора или прекратить уже начатую экскурсию. Например, если он считает, что туристам угрожает опасность или погода неподходящая. Турист может оспорить необоснованный, на его взгляд, отказ от предоставления ему услуг и предъявить официальные претензии, если работа гида ему не понравилась, даже по электронной почте.
Новые требования вступят в силу с 1 марта 2025 года. И за их несоблюдение предусмотрена ответственность в соответствии с законами РФ. Представители сферы относятся к ним неоднозначно: одни считают требования обоснованными, другие говорят, что ничего не изменится. По идее, изменения внесены для того, чтобы предупреждать конфликты между экскурсоводами и туристами, а если уж они возникнут – облегчить их разрешение.
В теории всё выглядит достаточно просто: гид перед началом четко рассказал, что, когда, где, как, сколько стоит и что может пойти не так, турист понял, согласился и предупредил о своих возможных проблемах. Но на деле всё сложнее.
«Мы и сейчас сообщаем туристам всю информацию до начала экскурсии: не только проговариваем, но и вручаем им под роспись памятки с графиком, маршрутом, требованиями безопасности. Но туристы все равно опаздывают, нарушают правила, рискуют ради селфи, слушают невнимательно, а потом возмущаются, что им ничего не сказали, – говорит экскурсовод из Санкт-Петербурга Елена. – Новые правила тут вряд ли что-то исправят. Недовольные туристы есть всегда. Например, одни считают, что им дали слишком мало времени на осмотр какой-нибудь достопримечательности, вторые недовольны тем, что слишком долго ждали первых. В итоге жалуются и те и другие. Если жалоб много, турфирма может перевести экскурсовода на менее привлекательные маршруты или вообще разорвать договор».
Александр Чирко водит туристов по природным достопримечательностям Крыма и считает требование, чтобы клиент предупреждал о проблемах со здоровьем, разумным: «Сейчас, конечно, никто ничего не сообщает. Работаем по принципу “кто хочет, тот идет“. Пока, к счастью, ничего из ряда вон не случалось. Но ведь даже к Ласточкиному гнезду по ступенькам в жару не все могут подняться, не говоря уже о горных маршрутах. Так что требование обоснованное».
Руководитель проекта «Москва на ладошке» Алёна Ломовцева организует детские экскурсии. Контингент у нее беспокойный: бывало, детей и в метро теряли, и на Красной площади. Да, и объяснять им правила безопасности, по сути, бесполезно – через 5 минут уже отвлеклись и забыли. «В моем случае всю ответственность за детей несут сопровождающие – родители или педагоги, все возможные проблемы мы с ними проговариваем до экскурсии. На мне новые требования не отразятся. Я отвечаю только перед музеями: если моя группа будет неадекватно себя вести или, не дай бог, что-нибудь повредит, меня могут лишить аккредитации».
Ранее TourDom.ru писал, что историки и филологи не хотят платить десятки тысяч рублей за право водить туристов по Санкт-Петербургу.
Больше на Онлайн журнал sololaki
Subscribe to get the latest posts sent to your email.