Вдоволь и поперёк. Илья Глазунов был провокатором и бунтарём в искусстве

Минимальное чтение

95 лет назад, 10 июня 1930 года, в Ленинграде родился мальчик. Через 46 лет на него обратит пристальное внимание Комитет госбезопасности СССР. Его аналитики полагали, что популярность этого человека может внести раскол в советское общество.

В 1976-м председатель КГБ Юрий Андропов направил в ЦК КПСС записку, где в первых же строках вывел формулировку, не утратившую актуальности и по сей день: «С одной стороны, вокруг Глазунова сложился круг лиц, который его поддерживает, видя в нём одарённого художника. С другой – его считают абсолютной бездарностью, человеком, возрождающим мещанский вкус в изобразительном искусстве».

С течением времени фигура Ильи Сергеевича обрела ­какой-то невероятный мас­штаб – при обсуждении его картин всё чаще можно встретить определение: «Величайший русский художник-реалист XX века, наследник и продолжатель академической традиции отечественного искусства». То же самое касается и противоположного лагеря, просто там в ходу иные определения: «Величайший обманщик, плохой художник, который толком и рисовать-то не умел, хоть и создал около трёх тысяч картин».

Рука мастера

Глазунов – тот редкий случай, когда обе стороны правы. И одновременно неправы. Прежде всего разберёмся с самым тяжким обвинением в адрес художника: «Рисовать не умеет». Тут вопрос тонкий. Лучшим рисовальщиком русской школы искусств был Павел Чистяков – он полвека преподавал в Академии художеств и обучал таких классиков, как Репин, Суриков, Поленов, Васнецов… Так вот, по мнению профессора, Васнецов рисовать толком не умел. Но художника Васнецова знают все, а Чистякова – только профессионалы.

Советский художник-живописец Илья Сергеевич Глазунов за работой. 1962 г. Фото: РИА Новости/ А. Сайков

Потому что художнику важно не «уметь рисовать», а иметь манеру. С этим у Глазунова полный порядок – его руку узнаёшь сразу. Вот иллюстрации к Достоевскому, что произвели фурор на первой выставке Глазунова в 1957 году. А вот знаменитая картина «Сто веков», написанная в 1988 году. Жанры абсолютно разные. А манера – Глазунова. Одухотворённые лица, почти лики, глаза-озёра, всё на пределе – ещё чуть-чуть, и падение в слащавую пошлость. Но фокус в том, что Глазунов не падает. Потому что в противном случае ему не заказывали бы свои портреты такие знаменитости, как, например, актриса Джина Лоллобриджида. Между прочим, она хотела стать скульптором, обучалась в Римской академии изящных искусств и могла отличить хорошего художника от плохого. Вот какой надписью актриса сопроводила своё фото, подаренное в 1963-м русскому живописцу: «Я встречала многих художников, но никому из них не удавалось поразить меня, как Илье Глазунову, своим трогающим душу великим искусством…»

Художник Илья Глазунов пишет портрет итальянской киноактрисы Джины Лоллобриджиды. 1962 г.
Художник Илья Глазунов пишет портрет итальянской киноактрисы Джины Лоллобриджиды. 1962 г. Фото: РИА Новости

Стало быть, правда всё-таки за теми, кто считает Глазунова «великим реалистом и наследником академической школы»? Тем более что и сам он говорил: «Мои любимые художники – Александр Иванов, Василий Суриков, Михаил Нестеров, Виктор Васнецов, Борис Кустодиев»…

Нет. Тут правы те, кто называет Глазунова «великим обманщиком». Ведь говорить о своей принадлежности к «школе русского реализма» Илья Сергеевич мог сколько угодно. Но на деле он был ярчайшим представителем контркультуры. Можно сказать, титаном поп-арта, одного из самых авангардных направлений искусства XX века. Кто не верит – пусть сначала посмотрит на обложку альбома группы «Битлз» «Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера», где соседствуют Карл Маркс, Мэрилин Монро, Махатма Ганди и Альберт Эйнштейн. А потом – на картину Глазунова «Мистерия XX века», где помимо перечисленных фигурируют и сами «Битлз»…Вдоволь и поперёк. Илья Глазунов был провокатором и бунтарём в искусстве

«Мистерия XX века» 1999 год. Нажмите для увеличения

Взрыв традиции

Да, Глазунов – это чистой воды контркультура, нацеленная на провокацию и скандал. Он последователь тех, кого на словах проклинает, – русских футуристов, которые ломали форму и создавали вокруг своих работ ажиотаж. Но он не подражает им. А вот американские деятели контркультуры подражали нашим бунтарям 1920-х. Тот же Энди Уорхол, эта «икона поп-арта», заявлял: «Я хотел быть машиной». Сравните его изречение со строками из романа «Зависть» Юрия Олеши от 1927 года: «Я хочу быть машиной. Зависть взяла к машине – вот оно что»…

Словом, по форме Глазунов – самый что ни на есть авангардист. А вот насчёт содержания – разговор особый. Контркультура отвергает доминирующие правила, нормы и моральные устои, предлагая взамен противоположность. Грубо говоря, в пуритан­ской некогда Америке деятели авангарда объявляли себя атеистами, а то и сатанистами. Но какова тогда контркультура в СССР? Правильно – в подчёркнуто светском, атеистическом государстве она просто обязана быть подчёркнуто христиан­ской. Именно поэтому Глазунов всю дорогу давит на акселератор высокой духовности. В начале пути он иллюстрирует богоискателя Достоевского – писателя, с точки зрения советской идеологии, сомнительного. В расцвете творческих сил Глазунова, в 1978-м, появляется картина «Мистерия XX века», где фигура Христа доминирует над остальными персонажами, а их 2341… И не будем забывать, что именно Илья Сергеевич был одним из главных инициаторов создания Всероссийского общества охраны памятников, где особое внимание уделялось восстановлению зданий Русской православной церкви.

Но и потом, когда церковь вступила в свои права, а государственный строй поменялся, контркультура Глазунова никуда не делась. На его картине «Сто веков» присутствует мифическая гора Хараити – её среди прочих почитают священной нынешние неоязычники, возводящие Русь к неким «славяно-арийским племенам», описанным в «Велесовой книге», этой заведомой фальшивке. Кстати, Глазунов считал её подлинной и всячески продвигал. Ну а жутковатое полотно «Рынок нашей демократии», созданное им в 1999 году, и вовсе отвешивает тогдашнему общественному укладу звонкую оплеуху…

2 июня 2015. Президент РФ Владимир Путин (справа) и народный художник СССР Илья Глазунов во время посещения Музея сословий России в Москве.
2 июня 2015. Президент РФ Владимир Путин (справа) и народный художник СССР Илья Глазунов во время посещения Музея сословий России в Москве. Фото: РИА Новости/ Михаил Климентьев

Вместо эпилога

Вслед за Карамазовым

Глазунов всю жизнь упрямо гнул свою линию – линию контркультуры. Да, со стороны может показаться, что он был поборником не просто традиционных, а сверхтрадиционных ценностей. Так, Илья Сергеевич заявлял, что он убеждённый монархист и считает эту форму правления лучшей для России. Но как-то раз проговорился, назвав своим любимым литературным героем Алёшу Карамазова. А ведь этот персонаж романа Достоевского только на первый взгляд кажется ангелом во плоти. В ненаписанном продолжении «Братьев Карамазовых» именно Алёша должен был явить свою бунтарскую душу во всей красе, о чём заявлял сам автор: «Подождите продолжения. В нём Алёша уйдёт­ из монастыря и сделается анархистом. И мой чистый Алёша – убьёт Царя…»

Поделитесь этой статьей
Комментариев нет