Наш БТР на полной скорости мчит по проселочной дороге вдоль густой лесополосы. По правую руку — бесконечные поля Донбасса, над которыми свои лучи распростерло теплое не по времени года солнце. Мы верхом на «броне» и каждый неровный участок дороги заставляет крепче сжимать руками выступы, за которые успел ухватиться. На броне вообще ездить непросто. Всегда нужно заранее подобрать опору хотя бы для одной ноги, и желательно хоть за что-то прихватиться руками.
«Сожженые танки — моя гордость»
В синем небе замечаю мелкую черную точку. Она быстро приближается. Я улавливаю ее очертания — это дрон-камикадзе. Он стремительно приближается и летит прямо в нас. Вмиг дрон проносится над нашими головами. Кружит вокруг движущегося бронетранспортера. Сопровождает и может сделать с нами, что ему пожелается. «Камикадзе» то зависает, то вновь заходит на таран и пролетает опасно близко над нашими головами. Впечатления по-настоящему жуткие, но благо, что все действо происходит на одном из полигонов, а оператор дрона — местный ас малой авиации с позывным «Арткоп».
«Арткоп» в дни отдыха от боевых задач — частый гость на полигоне, где с коллегами отрабатывает навыки полета на дроне, что позволяет ему всегда быть готовым к бою и нещадно громить технику противника. Сегодня нам решили продемонстрировать, как легко дрон-камикадзе может настигнуть любую технику, как бы быстро она не двигалась.
«Арткоп» на фронте уже девять месяцев. Заходил на добровольческий контракт целенаправленно на должность оператора FPV-дрона. Месяц учился, а затем стал регулярно выезжать на боевые задачи. Первые успехи не заставили себя ждать, и теперь в его активе десятки единиц техники врага, среди которых есть даже танки.
«Парочка танков на моем счету — это личная гордость. Дело было под Часовым Яром. На том же участке сжигал „Урал“ и еще много чего — живая сила, блиндажи, укрепы, огневые точки», — рассказывает «Арткоп».
«Летаем и взрываем»
Этот молодой паренек умудряется отвечать на мои вопросы и готовить оборудование к отработке навыков на полигоне.
«Что нужно тренировать оператору дрона?» — задаю вопрос.
«Мы отрабатываем зависания. Если летаем без груза, то отрабатываем быстрые полеты. То есть это тоже имеет значение для пилота. Ему необходимо реагировать быстро, быстро собрать и подготовить коптер к работе, уметь летать быстрее без превышения ампеража, поскольку напряжение, которое идет на аккумуляторы, очень важно. При его превышении батарейка садится быстрее, а значит, вы попросту не долетите до цели. Масса нюансов есть в работе оператора FPV-дрона, — рассказывает он. — Зависание — это один из главных навыков, которым должен обладать пилот. Для того, чтобы в случае режима наблюдения мы могли медленно зависнуть, сориентироваться в местности, либо даже проникнуть тихонько через кроны деревьев, чтобы попасть в какой-то объект, укрытый за ними».
Помимо постоянно отработки навыков полетов, операторам БПЛА необходимо знать минно-взрывное дело. Фактически каждый пилот — это еще и сапер в своем деле. «Работам по-разному не только в паре. Приходилось работать и одному: должен был знать инженерно-саперное дело и летать на „птице“. Сейчас мы уже выстроили свою работу, и в расчете у нас два-три человека», — поясняет боец.
В качестве боевой начинки для дронов в подразделении «Арткопа» уже давно используют снаряды собственной разработки. Самодельные снаряды, которые делают инженеры подразделения, очень эффективны, а при взрыве создают гигантскую взрывную волну. «Поэтому все блиндажи, в которые мы попадаем, подлетают на воздух вместе с накатами из бревен. В целом это самоделки и осколочно-фугасные снаряды с поражающим элементом», — объясняет пилот.
«Мог увидеть собственную смерть»
«Арткоп» подчеркивает, что противник не отстает, а нередко даже на пару шагов впереди в развитии беспилотной авиации. За операторами дронов же с обеих сторон идет охота, поскольку они являются приоритетной целью. Как вспоминает «Арткоп», однажды при выезде на позицию, он едва не увидел собственную смерть глазами врага.
«Ехали в „Буханке“ с водителем. Мы не передвигаемся на линию ЛБС без очков, потому что телеметрия у дронов в основном общая. То есть мы можем поймать сигнал врага и увидеть, куда летит вражеский дрон, и не летит ли сейчас он уничтожать тебя и твою машину, — рассказывает пилот. — Собственно это и произошло. Мы подъезжаем уже к определенной точке, и я наблюдаю в очки дрон врага. Вижу, как он летит в нашу машину. Нам просто повезло, что у нас стоял хороший РЭБ и этот дрон упал в метрах пятнадцати. В такие моменты, конечно, сердце замирает, но сейчас таких моментов не так уж и много. Но вспомнить все равно есть что».
Больше на Онлайн журнал sololaki
Subscribe to get the latest posts sent to your email.