Репортаж с «Наваждения».
Ирина Винер уже не первый год старается разнообразить художественную гимнастику в России. Раньше это были гала-концерты после соревнований, где участницы могли показать новые для себя образы. Теперь же легендарный тренер старается экспериментировать. Месяц назад она показала постановку вместе с фигуристами, а для Дня России подготовила спектакль «Наваждение».
«Я подумала о том, что исторически всегда русские и иностранные гении в своем тандеме приносили потрясающие плоды. Например, художественная гимнастика была создана гением Айседоры Дункан. А подвигла ее на это любовь с Сергеем Есениным. Ахматова и Модильяни, Чарли Чаплин и Анна Павлова, Шанель и Стравинский — везде присутствуют русские женщины, мужчины, которые друг друга поддерживали и давали жизнь», — рассказала Винер в день премьеры.
Обычно все концерты проводятся на спортивных аренах, а чаще всего во Дворце гимнастики, где в качестве основной сцены используются ковры. К этому уже все спортсменки привыкли, им удобно так выступать. Но новый спектакль прошел на сцене концертного зала «Москва», который находится в крытом парке развлечений. Из-за такого расположения на представлении было много детей, которые не занимаются гимнастикой, а просто пришли посмотреть.
Сама структура «Наваждения» достаточно простая — это семь новелл о любви деятелей искусства. Каждая показывает определенную эпоху и поднимает совершенно разные темы. Особенностью пластических спектаклей является сама форма: повествование только через танец и тело, с минимальным использованием других инструментов. Здесь режиссеры решили добавить контекста, чтобы истории были понятны всем. Перед каждой новеллой была небольшая историческая справка, которая рассказывала о достижениях этих людей и о том, как они встретились.

Естественно, сначала уделили внимание Айседоре Дункан. Именно благодаря ее стилю танца появилась художественная гимнастика. Роль прославленной танцовщицы исполняли сразу две гимнастки — Ульяна Донскова и Екатерина Селезнева. Ульяна читала монологи Айседоры, пытаясь передать ее пластику, стиль речи и манерность. Екатерина же больше отвечала за техническую часть и выполняла элементы. Сергея Есенина показали через его стихи, хотя главный конфликт оставили только на танец. За несколько минут без слов артисты смогли передать всю сложность их отношений.
В этом спектакле невероятно раскрылась Лала Крамаренко, которая показывала Шанель. Гимнастка, который не дали нейтральный статус, смогла в себе соединить утонченность и невероятную энергетику. У нее были и сольный, и парный номера, где ведущей все равно оставалась Лала. Она начинала свои выступления спокойно и аккуратно, после чего показывала роковую и серьезную женщину. Можно сказать, что эта новелла была самой сильной и мощной.

Сейчас очень часто в шоу выступает чемпионка России Анна Попова. Спортсменка восстанавливается после операции, поэтому принимает участие в разных гала-концертах. Здесь ей дали небольшую партию в новелле о Майе Плисецкой. Одной из центральных линий была постановка «Кармен». Именно эту роль вместе с командой по эстетической гимнастике представила Попова. Она выглядит уверенно на сцене, делает сложные элементы.
Большинство историй были не связаны с художественной гимнастикой, много партий отдали танцорам. Они смогли показать совершенно разные стили — от латины до классического балета. В итоге каждая история раскрылась по-своему. Это большой эксперимент для Ирины Винер как постановщика, когда гимнасток иногда можно увести на второй план, чтобы рассказать историю.

Также после премьеры тренеру вручили национальную премию «За преданность детству». Винер выступила с речью, где рассказала о своей системе клубов, а также отдельно выделила нескольких своих учениц. Например, она рассказала о том, как Екатерина Селезнева стала чемпионкой мира, когда лидер сборной Дина Аверина не смогла выступить чисто. Также Ирина Винер поделилась историей Анны Поповой, которая перенесла сложную операцию, но «так мечтала, так хотела выйти, что бог ей позволил, и она выступает». Эта речь тронула гимнасток, поэтому они не смогли сдержать эмоций и расплакались.